Сентябрь
Тема: «Мир, который нас окружает»
Задачи: объяснить понятия «окружающий мир», «объекты природы» и «объекты, сделанные человеком». Обсудить вопросы о том, зачем изучать окружающий мир.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материал: цветные мелки, загадки о природе.
Ход занятия.
Перед экскурсией в ближайший парк воспитатель объясняет правила поведения.
Чтение стихотворения С. Погореловского «Когда ты входишь в парк».
Беседа по содержанию стихотворения. Обсуждение «Как понимают дети, что такое «окружающий мир»
- Что вы видели по дороге в парк? (дома, машины, дороги)
- Это объекты природы? А откуда они появились? (это сделал человек)
Вывод: сделанное человеком является частью окружающего мира
- Посмотрите вокруг, наверх. Что вы видите? (деревья, солнце, небо, птицы и т. д. )
- Это тоже окружающий нас мир.
- Зачем изучать окружающий мир?
Чтение стихотворения «У меня есть внучка- «Внучка-Почемучка». Игра «Почемучка»- кто больше задаст вопросов. Воспитатель предлагает детям побыть исследователями и назвать знакомые деревья, кусты, насекомых, птиц. Далее дети загадывают приготовленные загадки о природных объектах.
Игра «На что похожи облака». Дети рассказывают и рисуют мелом на асфальте облака разной формы.
Обсуждение «Относиться ли человек к окружающему миру?»
Итог: окружающий мир- это природа, человек, его труд и результаты его труда.
- Зачем нужно изучать окружающий мир?
Тема: «Живая и неживая природа»
Задачи: уточнить понятие «окружающий мир», объяснить что такое «природа». Выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы. Уточнить эти понятия. Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь.
Материал: картинки, изображающие объекты природы (живой и неживой). Картина с изображением сельского пейзажа, реки. Схемы с признаками «живого».
Ход занятия.
Детям предлагается рассмотреть картину и назвать все, что они на ней увидели.
- Как одним словом назвать деревья, траву, птиц, животных, небо, облака? (Природа).
- Можно сказать, что природа- это все, что нас окружает? (Нет. Нас окружают и объекты, сделанные человеком. А это не природа). Может, природа- это деревья, цветы, животные? (Нет, это еще и камни, вода, солнце, облака).
Педагог дает определение: «Природа- это все, что существует независимо от человека.»
Далее педагог объясняет детям, что природу можно разделить на живую и неживую. Далее предлагает детям серии картинок, из которых нужно назвать живые объекты и доказать свое мнение, опираясь на схему признаков живого.
Вопросы к детям.
- Как вы понимаете слово «размножение»? (Рождение детенышей).
- А если я разломаю кусок мела, он ведь тоже «размножиться на множество новых кусочков, это значит родились новые мелки?
- А что будет, если сломать деревце, цветок? Значит живое может погибнуть, а камень может погибнуть?
-Рассмотрите деревья на берегу реки на картине. Что здесь движется? (Река, в ней движется вода).
- А деревья одинаковые? (Они разной высоты, растут)
- Как двигаются растения?
- Кто знает, что происходит с цветком, если его повернуть от окна?
- Зачем мы с вами питаемся?
- А как питаются растения?
Далее педагог предлагает составить схему. Природа неживая ( солнце, воздух, вода, камни) и живая (человек, животные, растения, грибы).
Игра «Живое- неживое». Педагог читает загадки, если о живом- дети хлопают в ладоши и говорят отгадку.
Подведение итогов: повторение признаков живой природы.
Октябрь
Тема: «Земля – одна из планет солнечной системы»
Задачи: дать первоначальное представление о Вселенной, космосе, планетах. Земля, как одна из планет солнечной системы. Формировать желание познавать новое.
Материал: карта с изображением космического пространства. Карточки- иллюстрации с космическими телами. Карта с изображением вращения планет.
Ход занятия
В группу к детям приходит Звездочет и приглашает в путешествие в космос. Вывешивается карта солнечной системы. Дети рассматривают из кабины из кабины космического корабля звездное небо. ( звездочет показывает иллюстрации и рассказывает о разных небесных телах).
Затем следует рассказ Звездочета о планетах.
Мы живем в Солнечной системе, в большой 2семье» планет, все они разные по величине, по природным условиям и по своему строению. Различными дорогами они летят вокруг Солнца. Дети рассматривают карту с изображением вращения планет. Всего планет 9.
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем, особенно ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца. Земля- единственная планета, на которой есть вода и суша. Определяется, что Земля- третья по счету планета от Солнца.
Далее дети знакомятся с названиями других планет. Показывают их на стенде.
Звездочет ведет небольшой рассказ о каждой планете в стихах.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья
(Меркурий)
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
(Плутон)
А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета Земля.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови.
(Венера и Марс)
А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.
(Юпитер)
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она.
(Сатурн)
А что за планета зеленого цвета?
(Уран)
Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим ее назвал.
(Нептун)
Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Дидактическая игра « Расположи планеты правильно».
Тема: «Солнце. Значение Солнца для жизни на Земле»
Задачи: формировать представление о Солнце, его значении для жизни на Земле. Объяснить чередование дня и ночи, смены времен года на Земле. Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Материал: географическая модель Солнечной системы; глобус и лампа для освещения, два пластилиновых человечка.
Ход занятия.
Педагог сообщает детям, что сегодня им расскажет о Солнце, они узнают что- то интересное о Земле и Солнце. Предлагает подумать, какие изменения произойдут на Земле, если не будет Солнца.
- Вспомните, как перепугались звери в сказке К. Чуковского, когда «крокодил солнце в небе проглотил».
- Почему перепугались?
Далее воспитатель объясняет, что Солнце- это огромный раскаленный шар, светящееся тело- звезда. Эту звезду видно днем. Лучи Солнца несут на Землю свет и тепло. Все живое тянется к свету.
Далее воспитатель при помощи глобуса, лампы и пластилиновых фигурок дает детям представление о том, почему происходит смена дня и ночи.
Затем демонстрирует с помощью карты- схемы как происходит смена времен года и почему. (Изменения происходят в связи с годичным движением Земли вокруг Солнца, при этом Солнце по- разному освещает разные районы Земли, значит, разное количество тепла они получают. Земле нужен год, чтобы облететь вокруг Солнца.)
Игра «Определите время года»
В конце воспитатель еще раз закрепляет знания о том, как сменяются день и ночь, почему происходит смена времен года.
Занятие. Земной шар на столе. Познакомить с историей появления использования глобуса- модели Земли. (полюсы, экватор, полушария).
Материал: рассказ педагога, демонстрация иллюстраций, использование художественного слова.
Воспитатель предлагает детям карту звездного мира.
- Ребята, вы когда- нибудь видели звездное небо? Какое оно?
- как вы думаете, звезды маленькие, потому что они далеко от нас.
- Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли, но звезд они не долетели, зато они видели сверху нашу Землю. Оказывается, наша Земля- голубая, маленькая. Космонавты сфотографировали из космоса нашу Землю. (показ иллюстраций).
Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они научились строить сначала небольшие лодки, а затем суда, на которых можно было отправиться в далекие странствия по морям и океанам вокруг света. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же мореплаватели не сбивались с пути. Когда- то они ориентировались по звездам. Но звезды появлялись только ночью в хорошую погоду. Им помогали компас, карта, глобус.
- Посмотрите, глобус- это модель нашей планеты Земля. Модель- это точная, уменьшительная копия натурального объекта. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля? Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды? Давайте рассмотрим глобус внимательно. Какие цвета вы видите на нем (белый, синий, зеленый, коричневый, желтый).
- Почему же наша Земля так раскрашена? (Чтение отрывка Н. Сладкова «Разноцветная Земля»). Воспитатель объясняет, что обозначают цвета на глобусе.
Затем показывает, что на глобусе есть «пояс», который называется экватор, показывает и называет Северный и Южный полюса, полушария.
- Ребята, наша планета Земля- самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим. Сколько всего замечательного на Земле! Чтение отрывка Е. Королевой « Вот Земля, наш светлый дом»
Тема: «Портрет Земли. Карта. История изготовления и использования. Разнообразие карт»
Задачи: Познакомить детей с историей изготовления карты, разнообразием карт. Развивать символическую функцию сознания, познавательную активность, любознательность.
Материалы: глобус, синий полый шар с континентами и разрезанный пополам. Карта- вкладыш полушарий.
Ход занятия.
- Ребята, что у меня на столе? ( Глобус).
- Что такое глобус? ( Модель Земли).
- А можно ли, глядя на глобус с одной стороны, увидеть всю планету? А положить глобус в карман?
Я покажу, как можно увидеть всю Землю сразу. Педагог показывает детям шар, похожий на глобус, который разрезает пополам от полюса к полюсу через Атлантический и Тихий океаны. Части соединены скотчем. Скотч удаляется и обе половины шара кладут рядом друг с другом. « Теперь мы можем видеть обе половины Земли сразу». Можно сделать маленькие надрезы по краям полушарий, чтобы их можно было разделить плоско. (Чтобы показать, как сделаны карты).
Педагог дает определение. Карта- это изображение поверхности Земли, перенесенное на плоскость. На ней хорошо видно всю планету сразу. Это карта полушарий, то есть две половины шара -нашей планеты. Давайте на ней найдем Северный и Южный полюса, западное и восточное полушария. Карты бывают разные. Посмотрите на карту нашей страны России, карту нашей области, давайте найдем на ней наш город. (Показ на карте).
Карты тоже придумали путешественники. На них они отмечали свой путь, земли и моря по которым путешествовали.
Вы тоже можете нарисовать свою карту, на которой отметите путь от дома в садик и разные объекты, которые встречаются у вас на пути.
Дети рисуют свою карту. « Мой путь в детский сад»
Ноябрь.
Тема: «Континенты и океаны на глобусе и карте»
Задачи: Активизировать и уточнить знания детей о глобусе континентов, понятие о материках и океанах, их названиях, расположении на глобусе, их очертаниях. Развивать сенсорные способности, овладевать понятийным аппаратом на основе наглядно-образного мышления. Вызвать чувство интереса, восхищения перед большим миром, перед знанием человека о нем.
Материал: глобус континентов, карта-вкладыш полушарий
Ход занятия.
Ребята, сейчас у нас будет занятие по географии и мы с вами продолжим узнавать о нашей планете Земля. Педагог демонстрирует глобус континентов.
- Это глобус континентов.
- Что обозначает синий цвет? ( Воду). Большие части воды называются океанами.
- А эти разноцветные части- это суша. Эти большие части суши называются континентами.
Педагог предлагает отправиться в путешествие по глобусу на маленьком кораблике по океанам.
- Наше путешествие начнется от самого большого материка Земли- Евразии на этом глобусе, он раскрашен в красно- желтый цвет (красным- Европа, желтый- Азия). На этом материке расположено самое большое государство мира- наша Россия. Россия омывается водами трех океанов: с запада водами Атлантического океана, с севера- Северно -Ледовитого океана, с востока- Тихого.
А всего на нашей планете четыре океана.
Чтение стихотворения А. Усачева «Четыре океана»; Сопровождается показом на глобусе.
На нашей земле океанов-
Четыре:
Индийский- самый соленый в мире,
Океан Атлантический
Славен сельдями.
Ледовитый
Все время спит подо льдами.
А Тихий,
Конечно же вовсе не тихий-
А буйный, глубокий и самый великий.
Далее педагог «путешествует» с детьми от материка к материку, дает его название, обозначение цветом, расположение и контуры на глобусе.
Затем проводится презентация карты- вкладышей континентов. В конце занятия рефлексия ( определение континента и океана, их название, нахождение на карте).
Чтение А. Батуева «Шесть континентов под одной крышей».
Тема: «Заглянем внутрь Земли»
Задачи: познакомить детей с внутренним строением Земли. Дать представление о горообразовании. Развивать символическую функцию сознания ( макеты, модели ). Развивать сенсорные способности, психические процессы, познавательную активность, любознательность.
Материал: глобус с внутренним строением Земли, карточки- схемы внутреннего строения Земли, модели образования гор, полоски ткани на каждого ребенка, тазик с водой и кусочек бумаги, кукла Незнайка.
Ход занятия.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел незнайка. Он хочет послушать чем мы занимаемся на занятиях по географии.
Он увидел у меня на столе предмет и спрашивает, что это за разноцветный мячик, объясните ему пожалуйста.
Дети рассказывают о глобусе. Но этот глобус не простой, а секретом. Мы уже знаем есть на поверхности Земли, а вот что у нее внутри покажет нам этот глобус. У него есть секретная дверца. Воспитатель открывает ее и демонстрирует детям внутри.
Далее педагог объясняет и показывает внутреннее строение Земли ( ядро, плазма, кора) проводя аналогию с персиком.
Затем объясняет, что земная кора состоит из частей- плит и плиты двигаются.
Демонстрация опыта «Движение плит» (тазик с водой кладет части бумажного листа и показывает как они плавая на поверхности отодвигаются и надвигается друг на друга)
Далее идет рассказ о горообразовании и демонстрация моделей. Детям предлагается с помощью полоски ткани изобразить как образовались горы 9сделать складку, поднять в виде конуса)
В конце занятия дети, используя карточки закрепляют свои знания о внутреннем строении Земли и рассказывают об этом Незнайке.
Тема: «Беспокойная Земля. Вулканы»
Задачи: закрепить знания детей о внутреннем строении Земли. Формировать представление о таких явлениях природы, как землетрясение и о вулканах.
Развивать любознательность, вызвать желание самостоятельно найти интересные сведения в энциклопедиях и познавательной литературе.
Материал: иллюстрации из энциклопедий о землетрясениях. Модель строения вулкана, вода, сода, краска для проведения опыта. Кукла, картина «Последний день Помпеи».
Ход занятия.
Ребята, сегодня к нам на занятия пришла Юля- Почемучка. Она узнала, что вы интересуетесь географией и решила поделиться с вами некоторыми интересными знаниями. Она принесла энциклопедии и хочет рассказать вам о землетрясениях. (Показ иллюстрации). Дети рассматривают и обсуждают увиденное.
- А знаете ли вы почему происходят землетрясения? Это связано со строением Земли. Расскажите об этом Юле. (Ребята рассказывают о внутреннем строении Земли).
Далее идет рассказ педагога о причинах землетрясений. Затем вывешивается картина Брюллова «Последний день Помпеи». Дети ее рассматривают, педагог рассказывает об этой картине. Далее предлагает детям рассмотреть модель вулкана и объясняет как происходит его извержение (внутреннее строение). Затем демонстрирует опыт «Извержение вулкана» (в чашку- жерло вулкана положена краска и сода- налить уксусную кислоту- содержимое будет пениться и выплескиваться).
Педагог рассказывает о разных вулканах, читает отрывки из рассказа Л. Бебенышева «Про вулканы». В конце занятия Юля- Почемучка оставляет для детей энциклопедии, книги и карточки о строении вулкана, чтобы дети потом сами могли это все рассмотреть.
Декабрь.
Тема: «Кладовая Земли»
Задачи: формировать представление детей о природных ископаемых Земли. Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам..
Материалы: коллекция образцов природных минералов, карточки с изображением минералов, энциклопедия.
Ход занятия.
Ребята, на прошлых занятиях вы узнали уже много интересного о нашей планете Земля.
Сегодня вы узнаете какие богатства хранятся в недрах Земли.
Подземные богатства называются полезными ископаемыми.
- как вы думаете, почему полезные?
- Что значит ископаемые?
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то роют шахты. Работа в шахтах опасна. Но без полезных ископаемых жилось бы людям трудно. Из- под земли добывают песок и глину, гранит, мрамор, нефть, газ, соль, золото, уголь, железную руду и др.
Кто знает, что такое нефть?
Рассказ педагога об образовании нефти и ее использовании.
- Ребята, еще в кладовой Земли хранится каменный уголь. Зачем человеку нужен уголь? ( Уголь- источник тепла). Педагог показывает детям образцы угля и рассказывает о его происхождении.
Полезных ископаемых, которые хранятся в кладовой Земли, множество. Воспитатель показывает карточки и называет полезные ископаемые, а также образцы из коллекции.
Все это приносит пользу людям.
- Где, например, используют мел? ( Ответы детей).
- В энциклопедии есть интересные факты о том, что мел образовался из мелких животных с панцирем из извести, которые живут в морях и океанах. Отмирая они опускаются на дно, накапливаются и получается твердый мел. Педагог демонстрирует также образцы известняка с отпечатками раковин. А для чего используется песок, глина? (ответы детей). В кладовой Земли хранятся многие соли, минеральные вещества, которыми питаются все растения. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни.
Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить ее, беречь и разумно пользоваться кладовой земли.
Тема: «Что такое почва?»
Задачи: дать представление о том, что почва- верхний слой земли. Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.
Материал: кукла Незнайка, свечки, стекло, разные виды почв, банка, вода, модели, пипетка, различные емкости, семена овса.
Ход зантия.
На занятие приходит Незнайка и спрашивает о чем будет занятие. Педагог сообщает, что будет проводить опыты, чтобы узнать, из чего состоит почва.
Незнайка радостно сообщает, что он знает, что такое почва. Это земля, она круглая и показывает на глобус.
Педагог его поправляет и уточняет различие слов «земля» и «почва».
Земля- это земной шар, название нашей планеты. Почва- это из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Сейчас с помощью опытов мы узнаем какие компоненты входят в почву.
1 опыт. Взять комочек сухой почвы и опустить его в воду. Наблюдаем появление пузырьков на комочке. Вывод: в почве имеется воздух.
2 опыт. Нагреть комочек почвы на огне и подержать над ней холодное стекло. Оно покроется каплями воды. В почве есть вода.
Педагог: Итак, в почве есть воздух и вода. Чтобы почва была хорошей, в нее добавляют перегной. Перегной состоит из перегнивших остатков растений и животных. Если долго нагревать почву, то появиться дым и неприятный запах. Это сгорает перегной.
Ребята, напомнить Незнайке, что в почве есть? 9воздух, вода, перегной).
Из чего же еще состоит почва? Оказывается в почве есть песок и глина. Для того, чтобы это доказать, надо проделать опыт.
3 опыт. Прокалить почву до серого цвета. Такой цвет образуется после сгорания перегноя. Оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем. Через некоторое время мы увидим, что на дно стакана осел песок, а сверху слой глины.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Педагог: в почве есть еще и соли.
4 опыт. Насыпать в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этого стакана и поместим на стекло. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли, которые были в почве.
Ребята, давайте подведем итог. Из чего же состоит почва? (Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей)
Педагог: Почва, в которой много перегноя называется плодородной. Почва образуется очень медленно, а разрушается она быстро. Там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода и выдувает ветер. Ведь растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, а листвой оберегают от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы важно беречь растения. Почвы по составу еще бывают песчаные, глинистые. Сейчас мы посадим овес в разные почвы и будем наблюдать, как станут расти растения.
Занятие. «Формы земной поверхности»
Задачи: формировать знания у детей о формах земной поверхности, уточнить представление об обозначении и цветовой окраске географического глобуса и карты, видеть разницу между различными географическими объектами. Развивать сенсорные способности, восприятие, память. Развивать познавательную активность.
Материал: глобус с объемным изображением земной поверхности. Десять моделей форм суши и воды. Кувшин воды. Объемная модель земной поверхности. Карточки форм суши и воды.
Ход занятия.
Ребята, сегодня вы опять узнаете много интересного о нашей планете Земля.
- посмотрите, что это у меня на столе? (Глобус).
- Да, это модель нашей планеты- глобус.
- Это географический глобус. Земная поверхность на этом на этом глобусе изображение объемно и разными цветами.
- Знаете ли вы, почему на этом глобусе не просто синий цвет воды, а несколько оттенков- от голубого до темно- синего, почему суша изображена по- разному- желтого, коричневого, зеленого цвета.
Разные цвета- это географические знаки. Например, оттенки синего цвета показывают разную глубину в морях и океанах. Чем темнее синий цвет, тем больше глубина. Найдите на глобусе и карте самые глубокие места. Их называют впадины.
Желтый цвет суши обозначает пустыни, коричневый- горы. Чем темнее цвет, тем больше высота, а на самых высоких горах, белые шапки- это снег лежит на вершинах. Давайте найдем самые высокие горы ( Показ детьми) Зеленый цвет обозначает равнины. Они покрыты растительностью.
Далее педагог предлагает рассмотреть объемную модель земной поверхности. Затем обращает внимание на то, что суша и вода имеет разные формы суши и воды имеют свои названия.
Далее педагог демонстрирует десять моделей форм суши и воды. Модели попарно повторяют форму друг друга как позитив и негатив (остров- озеро, мыс- бухта, полуостров- залив, пролив- перешеек, архипелаг- система озер). Педагог даст краткое определение. Начинает с острова и озера, заливает формы суши и воды. Затем показывает соответствующие карточки- схемы и кладет рядом с формами. В конце еще раз вместе с детьми еще раз называет формы и поищет примеры на глобусе.
Для закрепления дети в свободное время упражняются с формами и карточками.
Январь.
Тема: «Планета «Вода»
Задачи: уточнить расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить с тем, где она бывает и в каком виде существует в природе (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.
Материал: глобус, картинки с изображением разных водоемов, иллюстрации с пейзажами в различные времена года, емкости с грязной водой и пустая; песок, камешки, фильтр.
Ход занятия.
Педагог читает стихотворение А. Дитриха:
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся у крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты?- спросил росу.
Поверь, и я из океана.
Вопросы к детям:
- как вы думаете, откуда вода в кране?
- Для чего нужна вода, где мы ее используем?
- Почему Землю называют голубой планетой?
- Назовите водоемы, какие вы знаете.
- Назовите океаны на нашей планете.
- Ребята, если воды на Земле так много, то почему ее не хватает. Мы слышим призывы экономно расходовать воду.
У педагога на столе 2 стакана с пресной и соленой водой. Дети сравнивают их, пробуют на вкус.
- Какая вода нужна людям, животным, растениям? (пресная).
Ее мало на земле. Вода в морях и океанах- соленая. Это реки приносят соль в море. Они на своем пути проходят горы и почвы, где содержаться разные соли. Соль остается в море, потому что она никуда не течет. А в реках вода остается несоленой, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
- А где еще можно увидеть воду в природе?
Загадки о дожде, сосульке, снеге, тумане и др.
- Лужи, роса, облака, туман, снег, лед, иней- это все вода в природе.
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением пейзажей в различные времена года.
-Найдите воду. Кто узнает ее?
(Дети находят воду в видоизмененном состоянии).
Вода бывает разная: соленая, морская, пресная, речная, самая чистая- родниковая. Она проходит сквозь разные слои земли и очищается. Сейчас вы это увидите.
Опыт «Очищение воды» (воду, загрязненную мелким мусором пропустим через фильтр ( песок, камни). Сравним очищенную и грязную воду.
- А откуда у нас дома вода? (из реки).
Рассказ педагога об очищении воды.
- Мы должны беречь воду, чтобы ее хватало всем. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить использованную воду. Давайте придумаем правила, как беречь воду. (закрывать кран, не пускать воду сильно, не загрязнять водоемы)
Тема: «Путешествие капельки»
Задачи: формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы: игровой персонаж – Капитошка, таз с водой, прозрачные стаканчики для воды, спиртовка, штатив, колба, стекло, картина, изображающая круговорот воды в природе.
Ход занятия.
. Педагог подводит детей к растениям, на которых лежат вырезанные из бумаги капельки. Стряхивает одну с листочка в руки.
- Кто это?
- Капитошка, я пришла к сестричкам капелькам, которые живут в детском саду. Дети показывают Капитошке места в группе, где есть вода. Капитошка приглашает детей в путешествие, но для этого им тоже надо стать капельками. Дети повторяют слова для превращения:
Без меня не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Раз и два…
Стала капелькой сама.
(Детям надеть на голову ободки с «капельками»).
Вот вы и стали такими же как и я, и наше путешествие начинается. ( Подводит детей к картине с изображением круговорота воды в природе).
Представьте, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода состоит из множества таких же капелек, как я. (Вносится тазик с водой). Дети смотрят как вода переливается, протекает между пальцами).
Капитошка:
Тысячи капель за ручки взялись,
За ручки взялись, на носки поднялись.
И побежали.-
Сможешь догнать их?
…Едва ли.
Дети берутся за руки и бегут змейкой, изображая ручеек.
Капитошка: вот так и мы, капельки играем, резвимся, солнце светит ярко, пригревает, капельки по одной начинают отделятся и подниматься в воздух. Они легки, поднимаются все выше (показ на картине).
Посмотрите как это происходит на самом деле. Опыт « Превращение воды в пар». Объяснить, что пар- это газообразное состояние воды.
Далее рассказ о том, что в небе капельки опять собираются вместе снова. Так получаются облака.
Загадка:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей лежать-
На землю падает опять.
Давайте это проверим.
Опыт «Конденсация пара».
Далее дети смотрят на картину. Капитошка объясняет, что происходит с капельками дальше.
(Из туч идет дождь, пролились капли на землю, напоили растения, наполнили реки, наполнили реки, понесли реки свои воды в моря и снова встретились капельки-сестрички).
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Путешествие закончилось. Капитошка прощается с детьми и напоминает о том, что воду нужно беречь.
Февраль.
Тема: «Подводный мир морей и океанов»
Задачи: Закрепить и расширить представления детей о морях и океанах. Познакомить с подводным миром, его обитателями. Показать многообразие, красоту окружающего мира. Развивать любознательность, стремление познавать новое.
Материал: географический глобус, иллюстрации морских животных, картины подводного мира.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям рассказать Незнайке, что означает на глобусе голубой цвет, оттенки синего, что такое океаны, найти и назвать их на глобусе.
Далее педагог рассказывает детям о морях, вместе с ними ищет на глобусе Черное море, Красное и др. моря.
Затем воспитатель предлагает детям и Незнайке отправиться в путешествие под водой, например, в море.
- ребята, а хотели бы вы опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин.
Тогда начинаем погружение. Под музыку дети изображают движение под водой. Воспитатель предлагает детям представить, что они видят вокруг, посмотреть на картины, иллюстрации и вспомнить названия морских животных, растений, рыб.
Затем читает стихи А. Смирнова «Кто живет в глубинах вод» о морских обитателях и показывает иллюстрации.
Для закрепления знаний детям загадывают загадки о медузе, морской звезде, кораллах и др.
Затем показывает открытки с изображением актинии.
Предлагает детям определить, что же это такое- растение или животное. (если это цветок, то где листья, стебли? Если рыба, то где хвост, плавники?)
Это морское животное. Да, оно похоже на цветок и называется актиния. Она стоит себе на одном месте, точно дремлет. Но как только к ней подплывет стайка мальков, она мигом просыпается, напрягает свои ядовитые щупальцы- цап и себе в рот. Воспитатель объясняет зачем актинии щупальца, где у нее рот.
Игра «Актиния».
Путешествие завершается. Может мы возьмем актинию с собой? (Нельзя, она погибнет, каждое существо приспособлено к определенной среде обитания)
Но мы можем сфотографировать кусочек морского дна с его обитателями. Творческая работа детей «Коллективная аппликация «На морском дне».
Под музыку дети поднимаются на поверхность.
Тема: «Беседа «Речка, реченька, река»
Задачи: расширить понятия об окружающем мире. Формировать понятия о возникновении реки, ее истоков. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Расширять и активизировать словарь детей.
Материал: иллюстрации горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота. Карточки с определениями горной реки. Глобус.
Ход занятия.
Педагог предлагает вспомнить лето, где дети купались. (в реке, озере, море).
- А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьет из камней родник студеный…
(И. Бунин)
Родник еще называют ключом (показ иллюстраций). Река может начинаться и из болота, из из озера. Вода, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и получается река.
Место, откуда река берет свое начало называется исток. Место, куда река впадает называется устье. Реки несут свои воды в моря океаны. Путь по которому течет река называется русло. По пути в реку впадут речки поменьше. Эти речки называются притоками.
Педагог демонстрирует карточки- схемы реки и закрепляет понятия. Затем детям предлагается на листочках изобразить свою реку с притоками и показать, где у нее начало и конец. Далее воспитатель объясняет, что реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые. (показ иллюстраций рек). Посмотрите на эти две картинки и скажите, чем отличается горная река от равнинной.
- Скажите, как называется река, на которой стоит наш город Нижний Новгород? ( Волга). А какая река впадает в Волгу и является ее притоком? ( Ока).
Попробуйте рассказать о других реках, какие вы знаете, отдыхали летом на них.
Давайте посмотрим на глобус и карту. Как на них изображены реки. Да, они изображены в виде тонких синих ветвящихся ниточек. Дети вместе с педагогом находят Волгу, ее исток и устье, притоки.
Ребята, а речки в которых вы купались были чистыми или не очень?
А что было бы, если бы наши реки стали грязными? (ответы детей).
А что нужно делать чтобы сохранить наши реки чистыми, прозрачными? (Высказывания детей).
В конце дети рисуют запрещающие знаки.
Март.
Тема: «Воздух»
Задачи: сформировать общее представление о воздухе, как о газообразном веществе, которое находится на Земле везде, даже в воде и почве, о свойствах и значении воздуха на Земле. Развивать мыслительные операции, познавательные интересы.
Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, кирпич, губка, салфетки, стакан с водой, лодочка с флажком, банка стеклянная, картинки с изображением предметов (мельница, вентилятор, шарик, свисток, шина, лодка с парусом и надувная)
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям пакет с кубиками.
- Что в пакете? (кубики)
Убрать кубики из пакета, скрутить его так, чтобы он стал надутый.
- Почему пакет выпуклый, что в нем есть?
- Почему не видно воздуха? ( он прозрачный)
- Хотите увидеть воздух? Смотрите фокус ( воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение)
- Почему слетела салфетка? (между салфеткой и книгой есть воздух, он ее и привел в движение).
- Хотите почувствовать, как движется воздух? ( предложить детям веера).
- Дети, что в стакане? 9ничего).
Тогда смотрите (перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан не наполняется водой).
- Что не пускает воду в стакан? (воздух).
- Наклоним стакан, что появляется в воде? (пузырьки воздуха, он выходит из стакана, а его место занимает вода).
Детям предлагается подуть через соломинку в стаканчики с водой.
Почему появились пузыри? (воздух выходит из воды).
Затем экспериментально проверяется, есть ли воздух в кирпиче губке, почве.
Далее определяются свойства воздуха (безвкусный, без запаха и цвета, воздух может сжиматься).
- Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Она называется атмосфера. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Эта оболочка защищает нашу Землю от метеоритов и космических тел. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый- на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи.
Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
Оказывается, воздух можно услышать. (Детям предлагается подуть в горлышко бутылки).
Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим благодаря воздуху.
- Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на картинки ( мельница, вентилятор, шина, шарик, свисток, парусная лодка и надувная), объясните, как воздух помогает человеку.
- Скажите, а какой воздух нужен для дыхания?
-Где легче дышать- в городе или в лесу?
- Что должны делать люди, чтобы машины и заводы не загрязняли воздух?
Тема: «Беседа. Из чего складывается погода»
Задачи: уточнить и расширить представления детей о том, из чего складывается погода, осадках, облаках, их образовании и видах. О чрезвычайных погодных явлениях, о работе метеоролога и прогнозе погоды. Развивать интерес в познании окружающего мира.
Материал: картинки с изображением разных погодных условий, энциклопедии, календарь погоды, карточки «лодки», «облака».
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, из чего складывается погода. Вы, наверное, слышали не раз, как в новостях сообщают прогноз погоды, то есть какая погода ожидается в ближайшее время. Прогноз погоды составляют метеорологи. Есть специальное место –станции с различными приборами, с помощью которых метеорологи узнают, какая погода будет впереди.
Мы с вами тоже ведем наблюдение за погодой и отмечаем в календаре определенные ее компоненты.
Скажите, что мы отмечаем в календаре? (температуру, осадки, силу ветра, облачность).
По этим компонентам можно дать определение погоды. Если я скажу, что сегодня очень теплая, солнечная, тихая, ясная погода, то это что значит? (высокая температура, небо чистое, голубое, нет ветра).
А еще какая может быть погода? ( пасмурная, облачная, дождливая, ветреная, холодная и т. д. )
Детям предлагается рассмотреть разные картинки с разными природными явлениями и определить по ним погоду.
Погода очень изменчива и ее изменчивость очень зависит от движения воздушных масс, от ветра, его силы и направления. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый- на север. Он разгоняет облака и наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой посыпает снегом. От силы ветра зависит какая будет погода- безветренная тихая или с сильным ветром. Если ветер достигает очень большой силы, то может начаться буря, ураган (показ иллюстраций из энциклопедий). И тогда могут произойти большие разрушения.
- Скажите, а в какую погоду прохладнее- в ветреную или тихую?
- Еще погоду характеризуют осадки.
-Назовите их (дождь, снег, град). Осадки могут быть обильными, тогда идет ливень или снегопад.
- А из чего появляются осадки? ( из облаков, из туч).
- Что такое облака? ( это пар). Вспомните, как образуется облако (вода испаряется с земли и поднимается в виде пара над землей все выше- получилось легкое, белое облако.) Облака бывают разные (показ карточек): перистые (похожи на длинные перышки), кучевые ( как охапки воды).
- Вот налетел холодный ветер. Стало холодно. Пар снова стал превращаться в маленькие капельки. И облако наполнилось водой. Оно изменило цвет. Каким оно стало? Теперь мы назовем это облако как? (тучей). Капельки в тучке становятся тяжелыми и падают на землю. Это начался…? (дождь).
А если облако встретилось с настоящим морозом, то капельки замерзают и тогда из тучки пойдет…? (снег)
Итог. Воспитателем еще раз уточняется из чего же складывается погода и кто занимается ее прогнозом и для чего это нужно.
Апрель.
Тема: «Тепловые пояса Земли»
Задачи: Расширять понятия об окружающем мире. Закрепить знание о планете Земля.
Дать первоначальные представления о разнообразии природы на нашей планете, делении Земли на тепловые пояса.
Развивать умение устанавливать причинно следственные связи (между неравномерностью нагревания Земли и делением ее на тепловые пояса.
Развивать умственные операции сравнения, анализа, обобщения.
Развивать любознательность.
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
Материалы: Картины, иллюстрации Севера, тропиков, леса, джунглей; картинки разных животных и игрушки. Модель – карта (белый круг и к нему семь цветных полос: 2 зел., 2 син., 2 желт., 1 оранж.). Глобус, модель самолета.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. ( на столе стоит глобус, руках у воспитателя модель самолёта).
-Наш самолёт готов к полёту, но чтобы отправиться в путь, нужен ключ зажигания, его мы можем взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажите ей всё, что вы знаете о Земле.
-Что такое «Земля»?
-Расскажите о нашей планете (на ней много воды,больше, чем суши, суша разделена на материки (дети показывают и называют материки и океаны). Земля прекрасна, на ней живут разные животные , много разнообразных растений).
-Почему же природа так разнообразна на Земле?
Это мы с вами выясним в нашем путешествии. Места, где мы побываем, отметим вот на этой карте (показывает белый круг), которая изображает нашу Землю.
2 Наш самолёт делает первую остановку,угадайте, где мы приземлились? (на доске картины Севера)
-Посмотрите в иллюминаторы, что вы там видите? Кругом снег,лёд, по снегу идёт семья белых медведей, за бортом очень холодно. Где мы?(мы на Севере).
-Как называется этот пояс?(Северный)
-Как называется океан? (Северный Ледовитый)
-Здесь очень холодно. Как вы думаете,почему? Вспомните опыт с улиткой.(Здесь солнце очень низкое и почти не греет).
-На полюсе и вокруг него находится полярный пояс. Здесь даже летом, когда солнце не заходит на полгода, земля покрыта снегом и льдом. А в нескончаемую полярную ночь свирепствует лютый мороз. Обозначим этот пояс синим цветом на нашей карте (педагог кладёт синюю полосу на круг).
Продолжим наше путешествие . Наш самолёт берёт курс на юг.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Вс. Рождественский.
На доске картины леса средней полосы России.
-Наш самолёт приземлился на лесной поляне. Давайте с вами выйдем. Узнаёте, что за деревья в этом лесу? (берёзы, сосны, ели). Смотрите зайчик пробежал, а там кого мы видим? Да это же лось. Белка по деревьям скачет. Знакомые картины. Мы с вами в России. Давайте поиграем на этой чудесной полянке.(игра « У оленя дом большой»)
-Россия находится в умеренном поясе. У нас бывает холодная зима и тёплое лето. Обозначим на нашей карте этот пояс зелёным цветом и отправимся дальше на юг.
-Становится очень жарко.
-Что вы видите в иллюминаторах?(картины пустыни)
-Да, мы с вами летим над пустыней. Здесь мы не будем приземляться, уж очень жарко. Говорят, что здесь можно без огня сварить яйцо. Летом в пустыне невыносимый зной и ни капли дождя, а зимой-стужа и ледяной ветер. Многие пустыни расположены в тропическом поясе. Снега в тропиках никогда не видели, зато два раза в год наступают сезоны дождей. Вода там просто хлещет с небес, как водопад.
Обозначим его на карте жёлтым цветом.
-Наш самолёт летит дальше .Вот он заходит на посадку. Снова остановка. Выходите из самолёта.( картины джунглей)
-Смотрите какой большой лес, очень высокие деревья, лианы обвивают их стволы, какие красивые птицы и бабочки летают. Посмотрите обезьянки на пальмах прыгают и попугаи сидят на ветках. Очень душно и жарко.
Мы с вами находимся на экваторе. Здесь совсем не бывает зимы и круглый год жарко. А почему как вы думаете? (Солнце здесь греет всего сильнее, оно поднимается очень высоко).
-Этот пояс называется экваториальным. Обозначим его самым горячим цветом, оранжевым.
- Смотрите, мы уже пролетели все северное полушарие
- Вы уже, наверное, устали. Мы можем возвращаться домой. А, чтобы заполнить нашу карту, нам не обязательно пролетать все южное полушарие, потому что пояса на нем такие же как и в северном. Рядом с экваториальным поясом идет тропический пояс. Какого он у нас цвета? (желтого). Дальше становится прохладнее и начинается следующий пояс – умеренный. Какого цвета полосу нужно положить? (зеленую). И вот уже Южный пояс. Посмотрите, у меня есть его фотографии. Как вы думаете, там тепло? Он же Южный? (нет, там холодно). Каким цветом мы его обозначим? (синим).
- Ребята, откуда Земля получает тепло (от Солнца)
- Солнышко одинаково нагревает всю Землю? (нет)
- Где меньше всего оно греет? (на полюсах)
- А где самое жаркое место на Земле? (экватор)
- Что произошло бы на Земле, если бы она стала получать меньше тепла?
- А если наоборот, больше?
Наша планета прекрасна, как разнообразна на ней природа. Послушай стихотворение.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Наше путешествие на сегодня закончилось, мы благополучно приземлились в аэропорту города Нижнего Новгорода в умеренном поясе.
Тема: «Путешествие в холодные и жаркие места нашей планеты»
Задачи: формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и Африки, растительном и животном мире. Закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям разного климата. Развивать познавательную активность, желание узнавать об разнообразном мире планеты Земля.
Материал: картины, иллюстрации о Крайнем Севере, тундре, Африки, пустыне, тропиках, энциклопедии, игрушка обезьянки.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на самолете. Наш самолет пролетит над холодными странами, мы сделаем с вами посадку в жаркой Африке и вернемся в Россию. А наша Россия жаркая или холодная страна? (ответы детей). Наш самолет набрал высоту. Если мы посмотрим в иллюминаторы, то увидим серую, унылую, седую равнину. Мох, кочки, все плоско и бесконечно. Деревца кривые и маленькие. Эта земля называется тундра. Мы летим низко над тундрой и увидели красавца- зверя с огромными красивыми рогами. (Картина «Северный олень»). Кто это? Что вы о нем можете рассказать?
А каких еще животных мы можем встретить в тундре? Педагог выставляет картину с изображением природы и животных тундры (заяц, песец, полярная сова, белая куропатка, северный олень). Педагог рассказывает о климате. Солнце здесь никогда не поднимается высоко. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Зима здесь долгая и суровая. Зимой в тундре и Арктике полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается – темнота. Белый снег лежит кругом и от него исходит свет, звезды в небе. Здесь можно увидеть явление удивительной красоты- северное сияние. Словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Мы подлетаем к Арктике. Это обширная область земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан., покрытый дрейфующими льдами, арктические моря, на побережьях которых вечная мерзлота. Какого животного можно встретить именно здесь, среди этой мерзлоты, льда и воды? (белый медведь). Представляется картина «Белый медведь». Дети его рассматривают, отмечают его приспособления к среде обитания. Педагог рассказывает о белом медведе. Вот такая суровая природа Крайнего Севера.
Теперь наш самолет берет курс на юг. Мы подлетаем к Африке. Найдем ее на карте. Разнообразна природа Африки. Сплошная стена тропического леса с буйной зеленью, травянистые равнины с громадными приземистыми деревьями, баобабами, огромные пространства пустынь, где нет ни кустарника, ни земли. Наш самолет идет на посадку. Нас встречает обезьянка Чи- Чи.
Под песенку «Чунга- Чанга» дети играют и танцуют вместе с обезьянкой. Ребята, расскажите Чи- Чи что вы знаете об Африке, назовите животных жарких стран. (Педагог вывешивает иллюстрации).
Отгадайте загадку об одном животном:
Я на спине мешки вожу,
Вовек я их не разгружу.
И в мешках тех еда,
И в мешках тех вода,
Что спасает от зноя и жажды меня.
(верблюд).
Дети рассматривают на картине верблюда, а воспитатель рассказывает об особенностях его приспособления к климату.
Далее мы будем путешествовать по пустыне на верблюде. Следует рассказ воспитателя о климате и жизни в пустыне. Мы пересекли пустыню и теперь нам предстоит посмотреть на джунгли (вывешивает картины с тропическим пейзажем и животными тропиков) Дети рассматривают их, называют животных. Воспитатель знакомит детей с африканским слоном.
-А теперь нам пора обратно.(дети садятся в самолет).
- Где мы побывали, что видели? Расскажите об этом дома своим родителям.
Май.
Тема. «Планета Земля – наш дом»
Задачи: закрепить и обобщить представления детей о нашей планете Земля; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, развивать стремление сохранять и беречь природу.
Материал: глобус, картины природы.
Ход занятия.
Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Планета- дом»:
Есть одна планета сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Ребята, о какой планете рассказывается в этом стихотворении? (о Земле).
А что это у меня на столе? (глобус). А что это такое глобус и для чего он нужен? Что мы можем рассказать о нашей планете Земля, глядя на глобус? (она круглая, на ней есть суша и вода, воды больше). А какие цвета вы видите на нем и что они означают? (ответы детей). А как называются эти большие части суши? (материки). Назовите самый большой материк? (Евразия). А какой самый жаркий материк? Через его середину проходит экватор. (Африка) . А как называется белый материк? (Антарктида). Покажите Австралию, что вы о ней знаете? А кто покажет Северную Америку и Южную? Сколько материков на Земле? (шесть).
Далее дети называют и показывают океаны.
- Ребята, наша планета Земля- самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно же люди.
Земля- наш общий дом. У нас общая крыша над головой- это… Общий пол, по которому бегают животные, ездят люди- это…Общий вентилятор-это…Общая великанская лампочка, она же печка- это…Люди пользуются одинаковыми дарами природы- это… А что они добывают из земли?
Дети читают стихи.
1. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля- дом
Наш родимый, ребята.
2. Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
3. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
В конце занятия детям предлагается нарисовать планету Земля, как они ее себе представляют.