Взаимодействие с родителями по вопросам познавательного процесса.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей. Дети многими нитями связаны с миром близких людей, испытывают на себе его различные воздействия, вырабатывают отношение к миру в целом и к отдельным его представителям.
От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие родителей может ослабить познавательную активность дошкольника, отрицательно сказаться на расширении кругозора и развития познавательных интересов.
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение целей взрослых (педагогов и родителей), взаимодействие и сотрудничество и прежде всего диалог.
Целью такого сотрудничества является усиление результативности и эффективности воздействия на ребенка, его познавательного развития, перераспределение информационной нагрузки, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Задачи взаимодействия с родителями:
-
Создать единое образовательное пространство «образовательное учреждение- семья».
-
Повысить педагогическую культуру и компетентности родителей в области познавательного развития детей и взаимодействия с ними.
-
Приобщить родителей к участию в жизни МДОУ через ножек и внедрить наиболее эффективных форм работы.
-
Создать условия для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания.
5) Активизация познавательной деятельности дошкольников в условиях семейного воспитания.
Многие родители испытывают затруднение в подборе развивающего материала, который можно бы было использовать для занятий с детьми в семье.
Приведем некоторые примеры занятий при подборе которых руководствовались следующими правилами:
- задания должны сочетать в себе элементы проблемности и занимательности;
- вызывать некоторое напряжение ума и доставлять радость познания;
- развивать фантазию и логику рассуждения;
- быть доступными;
- вызывать желание продолжить занятие.
Прогулки в природу.
Родители часто сетуют на дефицит времени. В работающей семье его действительно не хватает. Тем содержательнее должен быть досуг, проводимый родителями с детьми. В развитии ребенка большую роль играют прогулки в природу. Не надо доказывать, что общение с природой обогащает кругозор ребенка, развивает его наблюдательность, ориентировку в пространстве, фантазию.
В качестве примера приведем неторопливую беседу матери с пятилетней дочерью в парке.
«Это дерево похоже на тебя, а это- на меня, правда?»- обращается мать к девочке.
Сравнение проводится впервые. Ребенок не понимает, что же общего у человека с деревом. Взрослый ненавязчиво продолжает:
«По- моему, эти деревья очень похожи на нас с тобой. Присмотрись- ка повнимательнее…одно дерево высокое, как я, а другое?». Ребенок догадался: «Маленькое деревцо- это я ,да?». Хотя девочка не сразу заметила основание сравнения, ей приятна похвала матери: «Молодец, ты быстро догадалась, была внимательна…
- А вот эти деревья напоминают мне нашу семью. На кого из нас они похожи?... Правильно, самое высокое- папа, пониже -дедушка, рядом с ним- мама, около нее ты и наш ученик Саша…
Ты быстро научилась отгадывать мои загадки, а теперь загадай загадку мне»,- просит мать.
Первоначально ребенок использует аналогичные сравнения. Затем поиск общих признаков различных объектов усложняется. Например, нужно подумать, на что похожи прутик, пенек, сухая коряка. Диалог продолжается:
- Эта ветка лиственницы с шишкой тебе кого напоминает?
-Ежа.
-Да, очень похоже. Давай возьмем его домой, а заодно и других веток насобираем. В непогоду дома будет что из них смастерить.»
Осенью во многих городах нашей страны открываются выставки «Природа и фантазия». Посещение их с дошкольниками весьма желательно. Они обогащают ребенка не только интеллектуально, но и духовно, пробуждая чувство прекрасного и бережное отношение к природе. Эти качества также необходимы будущему школьнику. Некоторые композиции экспонируются под девизами, отражающими глубинный смысл объединения разных предметов. К их «расшифровке» надо привлекать и малышей, предварительно пояснив им некоторые доступные пониманию девизы.
Волшебный карандаш.
Какой ребенок не любит рисовать. Предположим, им нарисован дом. На верхней горизонтали два окна, на нижней между ними- дверь. Обращаясь к ребенку, взрослый говорит: «Вот этот волшебный карандаш может превращать любой рисунок во что хочет.» К окнам дорисовываются реснички, под дверью уголками вверх- рот.
-Что получилось?
- Человечек.
- Добрый он или злой?
-?
-Добрый, видишь, он улыбается.
Ребенок удивлен столь неожиданному преобразованию своего рисунка. Его смущает и крыша на голове человечка. « Где ты видишь крышу?- вопрошает взрослый.- Это же вязаная шапочка. Если хочешь, дорисуй к ней помпон.»
Подобные забавы формируют образное мышление ребенка, стимулируют воображение. Их можно смело включать в программы дней рождения и других семейных праздников, организовывать конкурс на лучший волшебный карандаш.
Составление рассказов к забавным картинкам.
Сюжеты для таких занятий можно найти в детских журналах “Мурзилка», «Веселые картинки» и др.
Например, картинки- шутки для ребят про смекалистых зверят рисует художник Ф. Нелюбин. Здесь и слон-хоккеист, и черепаха- чемпионка, и мартышка- доктор.
Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.
Цели: научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержки ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития; научить родителей показывать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.
Упражнения на развитие эмоциональной и социальной компетентности ребенка.
- Игровые упражнения в парах «родитель- ребенок». Поиграем с руками друг друга: руки встретились, познакомились, подружились, поссорились, помирились, попрощались.
- Психологическая игра для всей семьи по типу лото с карточками. Карточками читают взрослые. Ребенку предлагается решить, подходит эта фраза ему или нет, если да, ребенок оставляет карточку у себя
Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали.
Мне легко познакомиться и завести разговор с незнакомым мальчиком или девочкой.
Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком.
Есть более старшие дети, которых я боюсь.
Я не люблю чистить зубы.
Я иногда ябедничаю на других детей.
Упражнения на проявление интеллектуальных умений и инициативы ребенка.
1. Найди игрушку по плану- схеме.
2. Ответим друг за другом, в какое время года родился каждый из нас.
3. Невербальные загадки с движениями «Угадайте, в какое время суток это бывает».
4. Игра на умение устанавливать причинно- следственные связи «Закончи предложение».
5. Игра на способность к саморегуляции внимания, памяти «Да- нет».
Упражнения на проявление игровой инициативы, стимуляцию моторного и эмоционального самовыражения.
Соприкоснитесь спинами, коленями, носами, плечами (выполняется в парах); исполните простые танцевальные движения под музыку в парах, в круге, в шеренге.
Завершая игровое общение, обратите какими способами выражения доверия силам и умениям ребенка взрослые пользовались, как им удавалось эмоционально поддерживать детей, избегать поспешной оценки действий, показывать сыну или дочери свою готовность относиться внимательно к тому, что для него остается пока трудным.