Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453"                                        г.Нижний Новгород

              Мочалова Наталья Ивановна

Практикум для родителей "Активизация познавательной деятельности дошкольников в условиях семейного воспитания"

 

Взаимодействие с родителями по вопросам познавательного процесса.

 

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей. Дети многими нитями связаны с миром близких людей, испытывают на себе его различные воздействия, вырабатывают отношение к миру в целом и к отдельным его представителям.

От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие родителей может ослабить познавательную активность дошкольника, отрицательно сказаться на расширении кругозора и развития познавательных интересов.

Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение целей взрослых (педагогов и родителей), взаимодействие и сотрудничество и прежде всего диалог.

Целью такого сотрудничества является усиление результативности и эффективности воздействия на ребенка, его познавательного развития, перераспределение информационной нагрузки, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Задачи взаимодействия с родителями:

  •  Создать единое образовательное пространство «образовательное учреждение- семья».

  •  Повысить педагогическую культуру и компетентности родителей в области познавательного развития детей и взаимодействия с ними.

  •  Приобщить родителей к участию в жизни МДОУ через ножек и внедрить наиболее эффективных форм работы.

  •  Создать условия для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания.

5)    Активизация познавательной деятельности дошкольников в условиях семейного воспитания.

 

Многие родители испытывают затруднение в подборе развивающего материала, который можно бы было использовать для занятий с детьми в семье.

Приведем некоторые примеры занятий при подборе которых руководствовались следующими правилами:

- задания должны сочетать в себе элементы проблемности и занимательности;

- вызывать некоторое напряжение ума и доставлять радость познания;

- развивать фантазию и логику рассуждения;

- быть доступными;

- вызывать желание продолжить занятие.

Прогулки в природу.

Родители часто сетуют на дефицит времени. В работающей семье его действительно не хватает. Тем содержательнее должен быть досуг, проводимый родителями с детьми. В развитии ребенка большую роль играют прогулки в природу. Не надо доказывать, что общение с природой обогащает кругозор ребенка, развивает его наблюдательность, ориентировку в пространстве, фантазию.

В качестве примера приведем неторопливую беседу матери с пятилетней дочерью в парке.

«Это дерево похоже на тебя, а это- на меня, правда?»- обращается мать к девочке.

Сравнение проводится впервые. Ребенок не понимает, что же общего у человека с деревом. Взрослый ненавязчиво продолжает:

«По- моему, эти деревья очень похожи на нас с тобой. Присмотрись- ка повнимательнее…одно дерево высокое, как я, а другое?».  Ребенок догадался: «Маленькое деревцо- это я ,да?». Хотя девочка не сразу заметила основание сравнения, ей приятна похвала матери: «Молодец, ты быстро догадалась, была внимательна…

- А вот эти деревья напоминают мне нашу семью. На кого из нас они похожи?... Правильно, самое высокое- папа, пониже -дедушка, рядом с ним- мама, около нее ты и наш ученик Саша…

Ты быстро научилась отгадывать мои загадки, а теперь загадай загадку мне»,- просит мать.

Первоначально ребенок использует аналогичные сравнения. Затем поиск общих признаков различных объектов усложняется. Например, нужно подумать, на что похожи прутик, пенек, сухая коряка. Диалог продолжается:

- Эта ветка лиственницы с шишкой тебе кого напоминает?

-Ежа.

-Да, очень похоже. Давай возьмем его домой, а заодно и других веток насобираем. В непогоду дома будет что из них смастерить.»

Осенью во многих городах нашей страны открываются выставки «Природа и фантазия». Посещение их с дошкольниками весьма желательно. Они обогащают ребенка не только интеллектуально, но и духовно, пробуждая чувство прекрасного и бережное отношение к природе. Эти качества также необходимы  будущему школьнику. Некоторые композиции экспонируются под девизами, отражающими глубинный смысл объединения разных предметов. К их «расшифровке» надо привлекать и малышей, предварительно пояснив им некоторые доступные пониманию девизы.

Волшебный карандаш.

Какой ребенок не любит рисовать. Предположим, им нарисован дом. На верхней горизонтали два окна, на нижней между ними- дверь. Обращаясь к ребенку, взрослый говорит: «Вот этот волшебный карандаш может превращать любой рисунок во что хочет.» К окнам дорисовываются реснички, под дверью уголками вверх- рот.

-Что получилось?

- Человечек.

- Добрый он или злой?

-?

-Добрый, видишь, он улыбается.

 Ребенок удивлен столь неожиданному преобразованию своего рисунка. Его смущает и крыша на голове человечка. « Где ты видишь крышу?- вопрошает взрослый.- Это же вязаная шапочка. Если хочешь, дорисуй к ней помпон.»

Подобные забавы формируют образное мышление ребенка, стимулируют воображение. Их можно смело включать в программы дней рождения и других семейных праздников, организовывать конкурс на лучший волшебный карандаш.

Составление рассказов к забавным картинкам.

Сюжеты для таких занятий можно найти в детских журналах “Мурзилка», «Веселые картинки» и др.

Например, картинки- шутки для ребят про смекалистых зверят рисует художник Ф. Нелюбин. Здесь и слон-хоккеист, и черепаха- чемпионка, и мартышка- доктор.

 

 

Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.

                                     

Цели: научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержки ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития; научить родителей показывать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.

 

Упражнения на развитие эмоциональной и социальной компетентности ребенка.

- Игровые упражнения в парах «родитель- ребенок». Поиграем с руками друг друга: руки встретились, познакомились, подружились, поссорились, помирились, попрощались.

- Психологическая игра для всей семьи по типу лото с карточками. Карточками читают взрослые. Ребенку предлагается решить, подходит эта фраза ему или нет, если да, ребенок оставляет карточку у себя

Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали.

Мне легко познакомиться и завести разговор с незнакомым мальчиком или девочкой.

Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком.

 Есть более старшие дети, которых я боюсь.

Я не люблю чистить зубы.

Я иногда ябедничаю на других детей.

 

Упражнения на проявление интеллектуальных умений и инициативы ребенка.

1.      Найди игрушку по плану- схеме.

2.      Ответим друг за другом, в какое время года родился каждый из нас.

3.      Невербальные загадки с движениями «Угадайте, в какое время  суток это бывает».

4.      Игра на умение устанавливать причинно- следственные связи «Закончи предложение».

5.      Игра на способность к саморегуляции внимания, памяти «Да- нет».

 

Упражнения на проявление игровой инициативы, стимуляцию моторного и эмоционального самовыражения.

Соприкоснитесь спинами, коленями, носами, плечами (выполняется в парах); исполните простые танцевальные движения под музыку в парах, в круге, в шеренге.

Завершая игровое общение, обратите какими способами выражения доверия силам и умениям ребенка взрослые пользовались, как им удавалось эмоционально поддерживать детей, избегать поспешной оценки действий, показывать сыну или дочери свою готовность относиться внимательно к тому, что для него остается пока трудным.

 

Дата последнего обновления страницы 03.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»