Сентябрь
Тема: «Окружающий нас мир. Живая и неживая природа»
Задачи: объяснить понятия «окружающий мир», «объекты, сделанные человеком». Сформулировать у детей представление о непрерывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Ход занятия.
Детям предлагается посмотреть по сторонам и в окно.
- Что вы увидели вокруг? Как вы понимаете что такое окружающий мир?
- Что вы видели по дороге в детский сад? А за окном? (Дома, дорогу, машины, улицу).
- Дома, машины, дорога- это объекты природы? (Нет. Это сделано трудом человека).
- Но результаты человеческого труда являются частью окружающего мира. Послушайте стихотворение.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Л. Дайнеко
- Что такое природа?
Назовите объекты природы (Солнце, воздух, вода, растения, животные).
Природа- это то, что существует без помощи человека, а неприрода- это все, что сделано руками человека. Природа это тоже окружающий нас мир.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природные объекты. Самолет похож на птицу, а вертолет на стрекозу, подводная лодка- на кита.
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы.
К нам в гости пришел Незнайка. Он просит помочь ему выполнить одно задание. Нужно разложить картинки на две группы: живая природа и неживая природа.
Дети расставляют картинки на двух мольбертах и объясняют: живая природа- это то, что движется, растет, дышит, питается, размножается.
Игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель называет объекты живой природы – дети хлопают, неживой- топают.
- Как вы думаете, а человек является частью природы?
Докажите, что человек – часть живой природы (Человек дышит, питается, движется, растет, размножается, он является частью живой природы и без нее погибнет).
Человека называют царем природы. Как вы думаете: «Почему?»
Человек – существо мыслящее, разумное, он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Поэтому и всех сильней.
Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест обитания.
Человеку надо бережно относится к природе. Закончить можно стихотворением В Орлова.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле Солнца
Чтобы было нам тепло
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи-
Или добрые друзья.
Тема: «Первые учебники человека. Что такое география»
Задачи: обсудить вопрос о том, зачем изучать окружающий мир. Выяснить почему важна география. Формулировать наблюдательность, желание овладевать новыми знаниями.
Ход занятия.
- Отгадайте загадки:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, Хвост пушистый- краса!
А зовут ее ….(Лиса)
В сосне дупло,
В дупле- тепло, А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Почему вы узнали о ком говорится в этих загадках, какие признаки загадываемых животных помогли отгадать загадку.
Придумывайте сами загадку, например, о дожде, солнце, ветрею
- А сможете ли вы загадать загадку о лемуре, панде?
- Почему нет?
- А откуда можно узнать об этих животных? (Из книг, телепередач)
- Каким образом народ составлял загадки, поговорки, пословицы о природе.
- Вы тоже, как и наши предки, должны наблюдать, подмечать особенности объектов окружающего мира, узнавать их свойства, видеть, какие изменения с ними происходят.
- Каким образом дети узнают о том, что горячий утюг жжется? (Мама предупреждает, или сам обожжется и запомнит, что это больно).
- Верно, так люди в древности учились у самой природы, наблюдая, нюхая, ощупывая, делали вывод о том, как можно использовать тот или иной предмет или явления, опасно ли это для жизни.
Какие объекты их природы «подсказали» человеку, как сделать вертолет, ласты, парашют?
- Зачем нам нужно наблюдать за окружающим нас миром?
- Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидал, когда они вырастут?
-Чего не знал волк, когда зимой по совету лисы опустил хвост в прорубь?
- Чего не знал колобок, когда поверил речам лисы?
- Мне хочется, ребята, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, учили слышать и видеть его, были вот такими любознательными, как девочка из стихотворения.
У меня есть внучка-
«Внучка- Почемучка».
Что ни слово, то вопрос:
-Почему собака- пес?
- Для чего у кошки хвост?
-Сколько ночью в небе звезд?
-Отчего течет река?
-Что такое облака?
Надо знать на все ответ.
Я для внучки- умный дед.
Ответить на многие «почему» и «отчего» нам поможет наука «география».
Слово «география» означает «знания о Земле».
Земля движется о пространстве, что такое дни и ночи, времена года. Она объясняет и то, как на Землю идет энергия от Солнца, давая жизнь животным и растениям.
Географы изучают погоду и климат. И как климат влияет на жизнь людей, животных и растений, а также океаны, водоемы и природные ландшафты.
География показывает, как люди используют окружающую среду для получения пищи, воды и многого другого, что может дать природа.
Предметом изучения географии является и то, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности.
География объясняет нам мир, в котором мы живем и показывая как лучше мы можем его использовать и при этом защитить и сохранять его.
Октябрь
Тема: «Модели и изображения»
Задачи: познакомить с глобусом – моделью Земли, картой – плоским изображением поверхности Земли. Формировать желание познавать новое.
Ход занятия.
На столе стоят разные модели (машины, самолета, замка и др.)
Дети их рассматривают.
- Это все модели – уменьшенные копии объектов. А зачем людям нужны модели?
- Отгадайте загадку:
Шар невелик,
Но весь мир изобразит.
( Глобус)
-Глобус – это модель Земли, позволяющая сразу увидеть всю Землю.
Слово «глобус» по- латыни означает «шар». Много веков назад люди придумали глобус, чтобы более точно передать форму нашей планеты.
- Откуда мы знаем, какая наша Земля? (от путешественников, они открывали землю).
- Кто первым увидел нашу Землю сверху? (Ю. А. Гагарин)
Космонавты первыми из людей своими глазами увидели сразу весь земной шар. Они убедились, что большая часть его поверхности покрыта водой. При солнечном свете вода кажется голубой. Поэтому из космоса Земля видна светящимся шаром голубого цвета.
Один из самых первых глобусов был сделан из телячьей кожи, туго натянутой на металлические прутья, очень больших размеров. Иногда мореплаватели брали глобус с собой в далекие путешествия, чтобы с его помощью вести корабль по курсу.
Есть много разных глобусов. Одни показывают, где в мире какие государства. Показ глобуса. На других изображены горы и низменности Земли, плоскогорья и равнины. Некоторые из таких глобусов сами бывают с неровной поверхностью: все горы и возвышенности на них выпуклые. Но чаще разные участки земли изображают на глобусе разными цветами. Самая верхняя точка на глобусе называется Северный полюс. Противоположная точка –Южный полюс. Глобус надет на металлическую ось, которая проходит через Южный и Северный полюсы. Глобус может поворачиваться вокруг оси, как поворачивается наша Земля.
- Ребята, посмотрите, у Насти на платье есть пояс. Такой пояс есть и на глобусе. ОН называется экватор. Экватор делит глобус на две части- верхнее полушарие называется Северным, а нижнее полушарие- Южным.
Глобус – замечательное изображение человечества. Но глобусы громоздки, и пользоваться ими не всегда удобно, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – а сильно уменьшенная модель Земли. А в жизни людям чаще требуются более подробные описания местности. Поэтому даже раньше, чем глобус, люди придумали географические карты- плоские рисунки Земли.
Карты бывают самые разные.
Есть карты, которые рассказывают, где на Земле какие звери обитают, птицы живут, что за рыба плавает в реках, морях и океанах.
Есть карты, которые указывают, где в недрах Земли есть залежи полезных ископаемых.
Встретятся вам и географические карты, материки на которых раскрашены необычно- все в пестрых «лоскутках»: розовых, голубых, желтых, зеленых. Каждый «лоскуток»- государство, страна, ниточка между ними- граница.
Чтобы точно перенести на бумагу все- все, что есть на поверхности земного шара, понадобился труд путешественников, моряков, картографов.
Карты нужны летчикам и морякам, рыбакам, геологам, охотникам, путешественникам, космонавтам. Словом, людям многих профессий. Карты нужны и детям, чтобы им было понятно, как выглядит наша планета.
- Перед вами физическая карта полушария. Как вы думаете, что значит слово «полушария»?
Если глобус разрезать на две половинки от полюса до полюса и положить их на плоскости, то получится два полушария- западное и восточное. Так была сделана эта карта.
Давайте найдем на ней Северный и Южный полюс, Северное и Южное полушария, экватор, материки и океаны.
Тема: «Азбука географии или «О чем рассказывают глобус и карта»»
Задачи: уточнить представления об обозначениях и цветовой окраске карты, учиться читать географические знаки, видеть разницу между различными географическими объектами. Дать понятие географического расположения объекта.
Ход занятия.
Посмотрите на глобус или географическую карту мира. Какого цвета больше? (синего). Что он обозначает? (Вода). Земной шар омывают воды четырех океанов: тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Тихий океан- самый большой. А Северный Ледовитый океан- самый маленький и самый холодный. Индийский океан- самый теплый.
Четыре океана.
На нашей земле океанов-
Четыре:
Индийский-
Самый соленый в мире,
Океан Атлантический
Славен сельдями.
Ледовитый
Все время спит подо льдами.
А Тихий,
Конечно же, вовсе не тихий-
А буйный, глубокий и самый великий.
А. Усачев
Все океаны соединяются между собой, образуя единый Мировой океан.
Внимательно посмотрите на карту, вы увидите, что синий цвет не однороден. Мы видим разные оттенки от бледно- голубого до темно- синего. Таким образом обозначают глубину. Самые глубокие места в океанах обозначены темно- синим цветом и называются океаническими впадинами, чем бледнее цвет- тем меньше глубина.
Среди голубых просторов океана лежат большие части суши. Это материки или континенты. Всего их шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Евразия- самый большой материк. Австралия- самый маленький материк. Давайте найдем их на карте. Определим их географическое положение (в каком полушарии). Если вы услышите вопрос: что больше- остров или полуостров, то можете сказать, что остров. Потому что, скажите вы, остров- это целый остров, а полуостров- только половина острова. Но это не так. Посмотрите на карту. На самом севере Америки есть самый большой в мире остров Гренландия. А возле самой Африки лежит Аравийский полуостров. Если сравнить с самым большим островом, то мы увидим, что хотя он и полуостров, а больше самого большого острова.
В чем же дело? Дело в том, что полуостров- это вовсе не половина острова. Он называется полуостровом потому, что не со всех сторон окружен водой. Остров- это часть суши, со всех сторон окруженная водой, а полуостров одной своей стороной присоединен к материку, так что с этой стороны у него не вода, а суша. Давайте найдем на карте еще острова и полуострова.
Вы знаете, что такое материк? Это тоже часть суши, со всех сторон окруженная водой, но ее не называют островом, потому что это очень большая часть суши.
Посмотрите материки раскрашены в желтые, зеленые и коричневые цвета. Кто знает, что означают эти цвета? (В зеленый цвет окрашены равнины, в коричневый- горы, а желтый- в пустыне).
А что это за синие пятна на материке (это моря и озера)
А что означают синие извилистые ниточки? (это реки)
Найдите их на карте.
Ребята, сегодня вы узнали почему такая разная окраска на карте и находили разные географические объекты.
А теперь попробуйте нарисовать своего карту, раскрасить горы и озера на ней, придумать названия.
Ноябрь
Тема: «Тайна шести материков»
Задачи: дать представления о том, какие глобальные изменения происходили на земле много лет тому назад. Развивать познавательный интерес.
На прошлом занятии мы с вами познакомились с картами и глобусом. Назовите все материки, океаны, покажите линию экватора. А как вы думаете, всегда ли Земля была такой?
Как тысячу лет назад спорили мудрецы, так и сейчас бьются ученые над вопросом, как выглядела Земля давным-давно.
Посмотрите на современную географическую карту. Как далеко расположены друг от друга материки. Но на них, на всех шести, находят кости сухопутных животных, живших миллионы лет тому назад. Но как они оказались на материках, разделенных океанами? Ведь плавать они не умели. Значит, решили ученые, все материки когда- то были совсем рядом или даже одним целым. А потом незаметно, очень медленно отошли один от другого.
Чтобы убедиться, могли ли шесть материков когда-то давно составлять одно целое, ученые попробовали сложить их вместе. Они вырезали материки их географических карт и приложили их друг к другу. Обе Америки, Австралия и Антарктида хорошо подошли к Евразии и Африке. Воспитатель демонстрирует это на доске. Все части окрашены в разные цвета.
Этот огромный материк, который окружал со всех сторон Мировой океан. Ученые назвали Пангея.
Примерно 120 млн лет тому назад она располагалась. Воспитатель раздвигает части Пангеи и начинает размещать их в соответствии с современной картой. Какие же силы расталкивали материки? О том, что происходит в глубинах Земли, ученые до конца еще не знают.
Практическая часть.
Дети вырезают части Пангеи из контурной карты. Сравнивая с доской размещают их правильно и закрашивают их в соответствующие цвета.
На Земле происходили и другие изменения; одни участки Земли поднимались из пучины океана, другие- опускались и сталкивались дном океана и моря. Менялся климат. Теплый менялся на холодный. Так начинались периоды оледенения. Льды и снега сдвинулись с Севера, оттеняя к Югу теплолюбивые растения и животных. Затем опять началось потепление и льды отступили. Сейчас холодные зоны находятся около полюсов – Северного и Южного.
Тема: «Россия на карте полушарий»
Задачи: закрепить знания о физической карте полушарий, дать представление о географическом положении России.
- Перед вами физическая карта полушарий.
- Давайте найдем на ней океаны и материки, экватор, Северный и Южный полюса, северное и южное полушария, западное и восточное.
- Ребята, давайте найдем нашу Родину на карте.
- Посмотрите внимательно: Российская Федерация, Россия- самое большое государство мира и расположено оно на самом большом материке Земли- Евразии, в северном полушарии.
Россия омывается водами трех океанов: с запада водами Атлантического океана, с Севера – Северного Ледовитого, с востока – Тихого ( показ на карте).
- Страна наша так велика, что когда на одном краю наступает ночь, на другом – уже начинается утро. Чтобы проехать на поезде с востока нашей страны на запад, понадобится двенадцать дней.
Давайте посмотрим на физическую карту России. Как называется столица России? Найдите Москву на карте.
А теперь найдем и прочитаем названия морей, которые омывают Россию, крупнейшие реки нашей страны.
Наша страна замечательная. Послушайте, как сказал о ней русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь».
Под большим шатром
Голубых небес…
Вижу- даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг-
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу-
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…
Это ты, моя
Русь державная.
Моя Родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу Земли,
В красе царственной,
Развернулася!
Нет в мире лучше страны, чем Россия. Работа с контурной картой. Дети обводят красным карандашом границы России и обозначают кружком Москву.
А что означает коричневый цвет? ( это горы), а зеленый- (равнины).
Декабрь
Тема: «Почему на Земле день сменяет ночь, а лето зиму?»
Задачи: объяснить чередование дня и ночи, времени года. Развивать символическую функцию сознания (макеты, модели). Развивать познавательную активность.
- У воспитателя на столе глобус.
- Что это?
- Да это модель нашей Земли – глобус. Земля вращается. И глобус тоже может вращаться.
Проведем эксперимент.
Лампа- Солнце освещает один бок глобуса. На этом боку светло, тут- день. А как сделать, чтобы настал день на другой его половине? Нужно повернуть глобус. День на Земле сменяется ночью, потому что наша планета непрестанно вращается и Солнце попеременно освещает то один ее бок, то другой. Солнце всходит утром, когда наша сторона Земли отворачивается от него (Демонстрация на глобусе)
А почему бывает лето и зима?
Представьте себе. Вы стоите у печки прямо перед дверцей, и вам жарко. Это прямые лучи пламени прижигают. Но стоит отодвинуться в сторону- и сразу станет не так жарко. Косые лучи не такие горячие. Это очень важное наблюдение- про прямые и косые лучи. Мы еще к нему вернемся.
Вы уже знаете, что планеты бегут вокруг Солнца по орбитам- дорожкам. Они бегут и одновременно вращаются вокруг своей оси. Так и Земля кружится и бежит вокруг Солнца. Посмотрите на глобус. Он сидит на подставке не прямо, а косо. Может быть сломался: нет, это сделано специально. Он же изображает Землю. А наша Земля тоже ходит вокруг Солнца наклонившись. Поэтому прямые солнечные лучи падают в одну половину года на одно полушария, а в другую- на другое. Когда горячие прямые лучи падают на северное полушарие, там –лето. Южное же полушарие в это время года.
Освещается только косыми, не такими жаркими лучами, и поэтому там зима. Но в следующую половину года Земля уже находится с другой стороны Солнца, и прямые лучи освещают Южное полушарие. Тогда в Южном полушарии. Тогда в Южном полушарии- лето. В Северном же полушарии в эту половину года- зима одинаково, поэтому и погода здесь не меняется. (Демонстрация схемы смены времен года).
Тема: «Вода на планете Земля»
Задачи: уточнить представление детей о значении воды на Земле, о том, где она бывает. Воспитывать бережное отношение к воде, как к основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.
Ребята, посмотрите на глобус. Там очень много места занимают голубые пятна морей и океанов. Давайте попробуем совершить кругосветное плавание. Обведем пальцем вокруг всего глобуса только по голубому. Только по морям и океанам. Это можно сделать. А вот по одной только суше объехать вокруг света нельзя!
Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко- белая. Это цвет окутывающих ее облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый. Это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. Их больше суши. Моря и океаны покрывают почти три четверти земной поверхности.
А не много ли воды на Земле? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан- это что- то вроде гигантского котла отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой это прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля. Есть у Мирового океана и другая великая забота- поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода работает на электростанциях- вырабатывает электрический ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги.
А еще вода- самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по морям и океанам день и ночь плывут суда- везут тяжелые грузы и пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить батон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты- ничего не сделаешь без воды! Вот она какая вода!
Ребята, назовите еще какие водоемы вы знаете на Земле. Воспитатель показывает иллюстрации водоемов (озеро, болото, пруд, река, ручей, родник, подземная река)
- Ребята, если воды на Земле так много, то почему ее не хватает людям, животным, растениям. Даже есть страны, где ведут строгий учет расхода воды.
Опыт: на столе два стакана: в одном пресная, в другом соленая вода. Сравните воду: прозрачная, бесцветная. Попробуем воду на вкус. Дети обнаруживают, что в одном из стаканов- соленая вода.
- Какая вода нужна людям, животным и растениям? (Пресная).
Ее на Земле очень мало.
Послушайте стихотворение Р. Рождественского.
На планете год от года
Человек вредит природе,
И не понял он, чудак.
Что природа- не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощение
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода.
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока,
Аэродромы, пирсы, и перроны,
Леса без птиц, и земли без воды,
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Январь
Тема: «Значение воздуха на земле. Атмосфера»
Задачи: Познакомить с понятиями «атмосфера» и «воздух», его свойствами и значением воздуха для земли и человека, причинах загрязнения воздуха и мероприятиях по защите его от загрязнения.
Ход занятия.
Как вы думаете, какого океана нет на глобусе и карте?
Океан этот не соленый, не пресный, и к тому же без берегов и воды. Огромный безбрежный океан окружает нас постоянно. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, даже автомобили целый день и ночь «купаются» в этом океане словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Речь идет о самом большом- о голубом воздушном океане. Четыре водяных океана широко разлились по земле, а пятый- воздушный-над землею.
Получается, что поверхность нашей планеты- его дно. И бегая по двору, гуляя по лесу, мы все время находимся на дне воздушного океана. Пятый океан очень важен для жизни. Попробуйте закрыть ладошкой рот и нос и не дышать. Долго вы так не продержитесь, захочется глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения- все живое на Земле не может обойтись без него. Если бы Пятый океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.
Важен Пятый океан и по другой причине. Воздушная оболочка Земли - это ее удивительная голубая «рубашка». Землю окружает защитный слой воздуха толщиной больше 900 км. Он называется атмосферой. Небо над нами тоже часть атмосферы. Ночью атмосфера помогает Земле сохранить дневное тепло. Днем атмосфера защищает Землю от слишком горячих и ярких солнечных лучей.
Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических «снарядов»- метеоритов. Когда небесные камни «обстреливают» нашу планету, они сначала сталкиваются с ее воздушной «броней», которая тормозит, замедляет их полет. При этом метеориты так сильно раскаляются, что, еще не достигнув Земли, сгорают.
Пятый океан защищает нас и от космических лучей- невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да спасибо воздуху- он их не пропускает.
Еще одну важную работу выполняет нашей планете. Ветер перегоняет холодный воздух на юг, теплый- на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает ее суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.
А теперь выясним. Можно ли увидеть воздух, услышать его ими осязать. Для этого проведем опыты.
1й опыт. Взять камешек и опустить в воду, дети увидят, как вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
2й опыт. Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздуха, можно его почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер.
3й опыт. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Взять ароматизированные салфетки, апельсин и предложить постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
4й опыт. Воздух имеет все. Положим на чашки весов надутый и не надутый шарики: чашка с надутым шариком перевесит.
Беседа по экологии.
- Какой воздух нужен для дыхания?
- Где легче дышать?
Кто же может загрязнять водоемы?- в городе или в лесу? Почему?
- Что должны делать люди, чтобы машины и заводы не загрязняли воздух?
Кто же может загрязнять водоемы? ( Человек, водный транспорт, заводы и предприятия)
- Что может загрязнять воду? ( Отходы производства, мусор, нефть, бензин)
- Что произойдет если вдруг не станет воды? ( Все живое умрет)
А что нужно делать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? ( Не бросать мусор. Зря воду не лить, устанавливать водоочистители и т. д. )
Тема: «Погода. Чрезвычайные погодные явления»
Задачи: сформировать представления о погоде, что ее определяет, какая бывает погода. Закрепить знания о круговороте воды в природе. Что такое осадки, откуда берутся облака. Какие они бывают и как можно сделать прогноз погоды по облакам. Рассказать о чрезвычайных погодных явлениях.
Ход занятия.
Ты собираешься гулять. Что надеть? Шорты, майку и сандалии или теплую куртку, шапку и валенки? А может быть, погода так плоха, что лучше посидеть дома?
Скажите, какая бывает погода?
(Погода бывает самая разная- солнечная, ветреная, дождливая, снежная)
Погоду определяют в основном три вещи: солнце, воздух и вода.
Солнце дает Земле тепло. От движения воздуха происходит ветер. Из воды получается снег, дождь, облака и тучи. Вода не возникает ниоткуда. Один и тот же дождь падает на Землю снова и снова. Вода как бы ходит по кругу. Давайте вспомним как это получается. Воспитатель демонстрирует схему круговорота воды в природе и комментирует ее.
- Солнце нагревает воду в морях и океанах.
- Вода испаряется – крошечные капельки поднимаются в воздух.
- Капельки сливаются друг с другом и собираются в облака.
- Когда капли становятся слишком тяжелыми, они падают на Землю в виде дождя.
Когда очень холодно, вместо дождя с неба падают снежинки- крошечные кусочки льда. Падая на землю, снег может таять и превращаться в дождь. Мокрый снег- это смесь снега и дождя. Капли дождя могут замерзнуть в облаках и образовывать градины. Градины состоят обычно из многих слоев льда. Роса садится тогда, когда теплый и влажный воздух проходит над холодной землей и водяной пар превращается в капли воды.
Когда вода выпадает из воздуха в жидком (дождь, роса) или в твердом виде (снег, град) мы называем это осадками. (Демонстрация картинок с изображением разных осадков). Дети еще раз называют разные виды осадков.
Итак, в воздухе содержится водяной пар. Когда воздух поднимается в более высокие и холодные слои атмосферы, водяной пар охлаждается и превращается в капельки жидкой воды.. Мы можем наблюдать эти капельки в виде облаков. Перистые облака- высокие, тонкие, легкие. Кучевые облака- низкие и выглядят, как кипы ваты, и слоистые облака, расположенные слоями. (Демонстрация карточек). По облакам можно судить, какая будет погода. Легкие пушистые белые облака предвещают хорошую погоду. Перистые облака высоко в небе говорят о том, что приближается дождь с ветром. Очень высокие темные кучевые облака могут принести грозу. Как мы уже говорили, погода бывает разная и в природе случаются чрезвычайные явления. Это бури и грозы. Буря или шторм- это когда дует очень сильный ветер. В это время обычно идет проливной дождь или густой снег, иногда бывает и молния с громом.
Ураган- очень сильная буря с ливнем. Ураган может разрушить город. Смерч- это вертящаяся воронка из воздуха. Она втягивает в себя все, что попадается на ее пути. (Демонстрация картин).
Февраль
Тема: «Кладовая Земли»
Задачи: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем строении Земли, что такое полезные ископаемые, их использование человеком. Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Ход.
Ребята, на занятиях мы с вами узнаем, сколько неразгаданных тайн хранит наша Земля.
А хотите узнать еще одну тайну? Хотите узнать, что находится внутри Земли? Сегодня мы отправляемся в путешествие в ее недра. Очень непросто узнать, что- то о внутреннем устройстве Земли. Но ученые это сумели сделать. Если бы вы могли пройти сквозь толщу Земли, вы обнаружили бы три слоя: в центре- ядро, затем мантию- окружающую его и твердую наружную оболочку, называемую, земной корой. Ядро состоит из металлов- железа и никеля. Мантия состоит из горных пород, часть ее в жидком состоянии называется магмой.
Земная кора- это наиболее тонкий из слоев и состоит из множества кусков, называемых плитами. Плиты плавают в полужидкой верхней части мантии. На земной коре образуются горы, равнины. Гор на нашей планете много. Если на нашу Землю взглянуть из космического корабля, мы увидим множество морщин, складок - это огромные хребты гор. А между ними равнины, ущелья.
Земная кора состоит из горных пород. Горные породы- это разные виды камней. Одни из них образовывались из раскаленной внутренности Земли, другие- из слежавшегося песка, глины, остатков древних растений и животных.
Основные элементы, из которых состоят горные породы, называются минералами. Внутри горных пород можно найти полезные минералы и разные полезные ископаемые. Люди добывают их из земли и из них изготавливаются многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно. Например, головки спичек покрываются серой, которая легко загорается. Грифели карандашей содержат графит, легко оставляющий след- это тоже минерал.
А еще в кладовой Земли хранятся каменный уголь, нефть, газ, железо, медь, золото, драгоценные камни.
Нефть- это темная маслянистая жидкость. Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов. Отмирая, животные и растения накапливались и превратились в темную жидкость. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек. Нефть приносит огромную пользу. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение транспорт. Из нее получают топливо, спирт, смолу, асфальт и др.
Каменный уголь- основной источник тепла.
Полезных ископаемых множество. Даже мел, песок, глина тоже к ним относится. Все это приносит пользу людям. Расскажите, где они используются. В кладовой Земли хранятся многие соли, минеральные вещества, которыми питаются все растения.
Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни.
Земля щедро наградила человека несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить ее, беречь ее и разумно пользоваться кладовой Земли.
Тема: «Какая будет погода?»
Задачи: сформировать представление о том, что такое прогноз погоды, зачем он нужен, кто такие метеорологи. Познакомить с приборами, с помощью которых собирают сведения для определения погоды. Познакомить с ведением календаря погоды.
Когда мы собираемся на улицу, то смотрим в окно. Нет ли дождя или снежной вьюги? Не гнет ли деревья сильный ветер? А что показывает термометр? Ученый сказал бы, что мы делаем наблюдения за погодой.
Самые простые. Вот аэропорт. Сотни пассажиров ждут вылета. Но по радио сообщили, что там, куда они летят, спустился туман. Не видно, куда сажать самолет, поэтому рейс задерживается.
Людям очень важно знать о погоде. И не только о сегодняшней, но и о завтрашней, и даже послезавтрашней. Чтобы это узнать, постоянно работают тысячи людей во всем мире. Их называют метеорологами. Они измеряют температуру воздуха, его давление и влажность. Определяют силу и направление ветра. Меряют, сколько выпало дождя или снега. Их фотографируют. И все эти сведения постоянно передают в центр, где ученые их обрабатывают. Так создается прогноз погоды. Для регистрации погодных явлений им необходимы приборы, с помощью которых они могли бы измерять температуру воздуха, направление и силу ветра, влажность и атмосферное давление. С некоторыми приборами мы сейчас познакомимся.
Термометр- это прибор для измерения температуры. Он представляет собой стеклянную трубочку, на конце которой имеется резервуар (шарик) со ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. На трубочке нанесена шкала с цифрами, которые обозначают градусы. Если жидкость поднялась выше 0, то это температура со знаком «+», если ниже 0- то со знаком «-«, при которой вода уже замерзает (Воспитатель показывает термометр и демонстрирует его работу). Прибор, который показывает направление ветра, называется флюгер. Посмотрим как он устроен. К стержню прикреплена стрелка, которая легко вертится и указаны стороны света- юг, север, восток, запад. С какой стороны подует ветер туда и повернется стрелка на флюгере. ( Демонстрация).
Прибор для измерения силы ветра называется ветромер (анемометр). Демонстрация картинки. Ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси. Счетчик фиксирует скорость их вращения. Осадки измеряются дождемером – сосудом собирающим осадки на уровне земли. Затем их переливают в специальный мерный цилиндр. Есть приборы, измеряющие влажность воздуха и атмосферное давление (барометр).
Мы с вами тоже наблюдаем за погодой каждый день. И свои наблюдения можем делать по-научному. Для этого нужно вести календарь погоды.
Воспитатель демонстрирует календарь погоды и объясняет как его вести.
Тема: «Семь поясов»
Задачи: познакомить детей с климатическими зонами, их названиями и характеристикой. Дать понятие «климата». Учить детей устанавливать причинно- следственной связи.
Ход занятия.
Ребята, вы уже знаете, что разные места Земли согреваются Солнцем неодинаково. Если солнечные лучи направлены прямо- то тепло, если лучи рассеиваются- прохладно. Вот карта. Наша Земля разделена на зоны. На карте каждая зона- это особый цвет. Каждая зона- это особый мир, не похожий на другой, даже соседний. Но все они созданы солнечным лучом и каплей воды- теплом и влагой. В одних местах на Земле мало солнца и воды, в других- того и другого в изобилии в третьих- тепла хоть отбавляй, да сухо. Сильнее всего солнце гуляет на экваторе. Там оно поднимается очень высоко. Полоса, окружающая Землю по экватору, называется экваториальным полюсом. Там совсем не бывает зимы и круглый год жарко, как в бане. Этот пояс на нашей карте окрашен в оранжевый цвет. Окрасьте и вы этот пояс на вашей карте в самый горячий оранжевый цвет.
Севернее и южнее экваториального пояса идут два тропических пояса. Днем там тоже очень жарко, но ночи бывают прохладными. А вот снега там никогда в жизни не видели. Зато во многих местах два раза в год наступают сезоны дождей. Вода там просто хлещет с небес, как водопад. В других местах тропических поясов находятся пустыни. В них днем так жарко, что на солнцепеке можно сварить яйцо. Раскрасьте эти пояса другим горячим цветом- желтым.
Чем дальше от экватора, тем прохладнее становится погода.
Тропические пояса переходят в умеренные. Средняя полоса России находится в умеренном поясе. В умеренных зонах ярко выражены четыре времени года. Назовите их. Раскрасьте умеренные пояса в зеленый цвет. На полюсах и вокруг них находятся полярные пояса. Здесь даже летом, когда солнце не заходит по полгода, земля покрыта снегом и льдом. А зимой. В не скончаюмую полярную ночь, свирепствует лютый мороз. Сделайте эти холодный пояса синими.
Эти зоны называют климатическими. Климат- это погода, которая чаще всего бывает в данной местности.
Итак, сегодня мы с вами узнали о климатических зонах Земли.
- Скажите, в каком поясе мы с вами живем?
- Бывает ли на экваторе зима?
- Бывает ли в полярных поясах жаркое лето?
Почему климатические зоны такие разные?
Март
Тема: «Природные зоны Земли. Полярные зоны. Антарктика»
Задачи: формировать представление о природных зонах земли. Познакомить с полярными зонами, Арктикой и тундрой, расположением, климатом, флорой и фауной.
Ход занятия.
Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали о семи поясах нашей Земли или зонах. Давайте вспомним от чего зависит это разделение? Да, потому что в одних местах Земли Солнце греет сильно и много влаги, в других местах жарко, но сухо, в третьих- мало и солнце и воды. Потому в разных местах нашей планеты такой разный непохожий мир природы.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к полюсам Земли. Области у полюсов Земли называются полярными. Северная полярная область Земли почти вся занята Северным Ледовитым океаном, покрытым толстым крепким льдом. Здесь, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега, как от зеркала. Расположить лед здешнее солнце не может. Зимой здесь полярная ночь, которая длится полгода. Зато летом солнце совсем не заходит- полярный день.
Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Значит в Арктике никто не живет? Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки следят за погодой и по радио сообщают об этом на Большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. А еще полярники наблюдают за движением льдов в океане и подсказывают капитанам самый безопасный путь.
Иногда к ученым приходит незваный гость- белый медведь. Белые полярные медведи живут во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы их лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге- не беда. Прыгает в ледяную воду и плывет до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны- такая у него замечательная шуба.
Морж тоже полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. Хотя у моржа острые могучие клыки, он совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуха- и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь- то , возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детеныши у тюленя совсем белые. Их так и называют- бельки.
Земли прилегающие вокруг северной ледяной шапки называются тундрой Земли. Тундры остаются промерзшими девять месяцев в году. За три летних месяца успевает оттаять только поверхность. Земля, лежащая чуть глубже, так и остается промерзшей. Этот слой называется вечной мерзлотой. Растаявший снег не может просочиться сквозь вечную мерзлоту, поэтому летом поверхность тундры становится болотистой. Растительность тундры- это мхи, лишайники, кустарники и стелющиеся растения. Растениям тундры приходится прижиматься к земле, чтобы уклониться от сильных порывов ветра.
Посмотрите какие животные обитают в тундре. (Показ картины). Животные Севера. Все животные приспособлены к жизни в трудных северных условиях. Так у овцебыков под длинным наружным мехом находится слой мягкой шерсти. Они стоят обычно тесно, сгрудившись в стадо, так что пар от их дыхания облаком стоит над ними и помогает удерживать тепло.
Мелкие грызуны, вроде лемминга, живут в снежных тоннелях.
Северный олень зимой отправляется на юг. Благодаря широким копытам он не проваливается ни в болотистую почву, ни в рыхлый снег.
Многие полярные животные имеют белую, защитную окраску.
В нелегких условиях тундры живут люди. Посмотрим на карте, где расположены районы тундры. Вот здесь, в Северной Америке, Гренландии, на Аляске живут эскимосы. Тундра расположена и на севере России, где живут народы Севера- чукчи, эвенки и др. Северные народы занимаются оленеводством, охотой и рыболовством. Они ездят на санях, строят временные жилища из снега и льда, называемые иглу, а также чумы из кожи животных. Чтобы было тепло, люди носят одежду из двух слоев меха. В настоящее время у них есть дома из современных материалов с электричеством и телефоном, которые ставят на ставни, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, земля в этом месте осядет.
Итак, сегодня вы узнали многое о Северной полярной зоне нашей Земли.
Тема: «Природные зоны Земли. Антарктида»
Задачи: продолжить знакомство с полярными зонами Земли- Антарктикой, ее климатом, обитателями, расположением.
Ход занятия.
Сегодня мы с вами отправимся на другой полюс- южный. Давайте посмотрим, где это на глобусе. На крайнем юге земного шара лежит Антарктида. Весь год земля Антарктиды закрыта льдом . В Антарктиде находится не только Южный полюс, но и полюс холода. Зимой морозы вблизи полюса превышают 80 градусов. А лето в Антарктиде холоднее наших зим! Только по берегам океана бывают небольшие оттепели и на снегу образуются лужи. В течение всего года над просторами Антарктики дуют мощные ледяные полярные ветры. Нередко ветер поднимает снежную пыль с земли и закручивает ее в бешеных вихрях- так начинаются снежные бураны. Нового снега или дождя выпадает очень мало- ведь здесь слишком холодно для того, чтобы влага могла испарится. На ледяном континенте Антарктиды растительность очень скудная, а это значит, что на земле нет корма для животных. Животные Антарктиды обитают либо в море, либо поблизости. Там много морских птиц, таких, как буревестники, альбатросы, чайки и крачки.
В Антарктиде также живут пингвины. Они надежно защищены от холода. Перья пингвинов растут очень густо. Кончик каждого пера заворачивается внутрь, чтобы удерживать тепло.
Толстая кожа и слой подкожного жира обеспечивают дополнительную защиту. Медведей в Антарктиде нет и бояться некого, но пищу добывать надо.
Пингвины питаются рыбой и смело бросаются за ней в ледяную воду. Куда деваются их медлительность и неуклюжесть. Птицы ловко плавают под водой, загребая перепончатыми лапами и крыльями. Но крылья у пингвинов короткие и летать они не не умеют. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо, и не в гнездо, которого у пингвинов нет, а на свои широкие лапы с кожистыми перепонками. Птица может медленно передвигается вместе а яйцом.
Море вокруг Антарктиды- это родной дом для дельфинов, китов, тюленей и других морских животных. У всех у них под кожей толстый слой густого жира, предохраняющий от холода. (Показ картин, иллюстраций Антарктиды)
В Антарктиде нет ни городов, ни селений. Люди не живут в Антарктиде постоянно, поэтому ее природная среда не испорчена. Но туда выезжают экспедиции ученых из разных стран. Наши ученые тоже работают в Антарктиде. Они живут в специально построенных поселках- научных станциях. В Антарктиде человека подстерегают многие опасности. Даже солнце может быть тут врагом. Его лучи отражаются от снега и слепят глаза. Полярники носят очки с темными стеклами. Без них нельзя- ослепнешь. Вблизи берегов Антарктиды можно часто видеть блуждающие горы. В теплом море они бы растаяли, потому что состоят из сплошного льда. Называют эти горы айсбергами, что по английски означает ледяные горы. Это довольно высокие горы, хотя кажутся они ниже, чем есть на самом деле: почти вся их высота под водой. Мы ведь тоже, когда плаваем выставляем из воды только голову- вот так же и айсберги выставляют только свои вершины. Это опасно для тех, кто плавает по морям. Корабль может наткнуться на ледяную гору, вершина которой где- нибудь в отдалении, а подводная часть- прямо у корабля на пути. Тем более, что горы эти блуждают, и никогда не знаешь, где с ними встретимся.
Апрель
Тема: «Экваториальные зоны»
Задачи: продолжать знакомить с природными зонами Земли- экваториальной, их расположением, климатом, флорой и фауной. Учить устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Ход.
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами побывали в самых холодных местах на нашей планете Земля. Назовите их (Антарктида и Арктика). Сегодня мы с вами отправимся наоборот, в самое жаркое место нашей планеты, в место, прилегающее к экватору. Давайте найдем экватор на глобусе. Солнечные лучи падают в районе экватора прямо, поэтому там жарко. Кроме того, выпадает много дождей, потому что из- за жары морская испаряется.
Теплый влажный воздух поднимается вверх и , охлаждаясь, образует огромные грозовые тучи. Экваториальные зоны- это единственные области мира, где все времена года одинаковы. Во влажных и жарких краях вблизи экватора растут густые зеленые леса.
Ветви огромных деревьев раскинулись на высоте 20- этажного дома. Там они сплелись так густо, что внизу даже днем царит сумрак. Под деревьями- гигантами растут деревья пониже, под ними- еще меньше. А в самом низу на земле- кусты, папоротники, травы. Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебираются с одного дерева на другое. Тесно растениям на земле, они тянуться вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся.
Много разных птиц и зверей летает, бегает, лазает в лесной чаще, поскольку там много пищи, воды и тепла. Они питаются фруктами, орехами, цветами, листьями и корой.
Под пологом леса порхают огромные бабочки. По земле и по деревьям ползают муравьи размером с палец. За насекомыми охотятся лягушки, среди которых есть размером с кота. На птиц и насекомых охотятся ядовитые пауки- птицееды размером с кулак. Многие тропические змеи смертельно ядовиты. Другие яда не имеют, но с ними лучше не встречаться. Это десятиметровый удав анаконда, которая может целиком проглотить козу. Воздух в экваториальном лесу звенит от криков невиданных птиц. Вот крадется ягуар. Он не прочь закусить обезьянами. Залезли на деревья? НЕ беда. Ягуар и сам прекрасно лазает. Обезьян здесь разных видов множество. В африканском лесу живут и самые крупные обезьяны- гориллы.
А в воде живут хищные крокодилы. Чем выше поднимается солнце, тем жарче становится в лесу. Небо застилают черные тучи, грохочет гром, и на лес обрушивается ливень. Не дождь, а целый водопад! От него не спастись под зонтиком, он нередко ломает даже толстые ветви деревьев. Леса экваториального пояса еще называют дождевыми.
Давайте посмотрим на карте через какие материки проходит экваториальный пояс. Это Южная Америка и Африка.
Во влажно-тропических лесах живут различные племена, например пигмеи в Африке и индейцы в Южной Америке. Они постоянно передвигаются с места на место, охотятся на животных и собирают орехи, фрукты, мед. Некоторые жители леса расчищают небольшие участки, чтобы вырастить для себя кое- какие съедобные растения. Свою одежду делают из природных материалов, жилище строят из ветвей, палок и покрывают широкими листьями. Огромные площади лесов сокращаются с каждым годом. Леса вырубают, чтобы строить города, дороги, деревья продают на фабрики для изготовления мебели, строительства домов.
Тема: «Тропические пустыни»
Задачи: продолжать знакомить детей с природными поясами- с тропическим поясом, а именно с тропическими пустынями, их расположением на карте, материках, особенностями климата, флоры и фауны, а также жизнью людей.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествия в самые жаркие места на Земле, а именно в тропические пустыни. Многие пустыни расположились в тропическом поясе. Давайте посмотрим на карте, где, через какие материки он проходит. Это Африка, юг Северной Америки, часть Азии, по другую сторону от экватора, в южном полушарии- Южная Америка, Австралия. Пустыни- самое сухое место в мире. Здесь по нескольку лет не бывает дождя. Облаков, защищающих от солнечных лучей совершенно нет, земля раскаляется, как печь. Однако ночи бывают очень холодными, а зимы даже морозными, потому что безоблачное небо позволяет теплу уходить вверх. Над пустыней дуют сильные ветры. В песчаных пустынях ветер поднимает тучи мелкого песка- так возникают песчаные бури. Песок образует холмы, называемые дюнами. Самая большая песчаная пустыня- это Сахара в Северной Африке. Бывают пустыни, состоящие из одних голых камней- это каменистые пустыни.
Многие думают: раз пустыня- значит там совсем пусто. Но если попасть в пустыню весной, глазам не поверишь: зеленый ковер из трав и маков. В кустах звенят птицы. Но так бывает лишь весной. Проходит несколько недель и нет больше яркого ковра, не хватает влаги. Палящее солнце быстро землю.
Но несмотря ни на что, жизнь в пустыне не замирает. Растениям пустыни приходится выживать в условиях сурового климата. В пустынях Америки растут кактусы. У кактуса совсем нет листьев. Вместо них зеленые ветви и ствол. А внутри полно водянистого сока. Бывают кактусы высотой с пятиэтажный дом. В таком кактусе- целые бочки сока.
В пустынях Азии растет необычное дерево: саксаул. Он запасает воду в корнях. И листья у него маленькие и жесткие, как чешуйки. Они испаряют очень мало воды. Пустынная осока своими корнями пронизывает бархан насквозь. Корни растений пустынь необыкновенно длинные, чтобы дотянуться до влаги.
Животные пустынь также приспособлены к жаркому и сухому климату.
Змеи, ящерицы, черепахи зарываются поглубже в песок. Там они проводят самые жаркие часы дня. Многие животные пустыни прячутся в норы. Там летом прохладнее, а зимой теплее. У многих пустынных животных длинные уши, которые легко охлаждаются (лисица фенек, кролик). (Показ иллюстраций).
Кто только не живет в пустыне! На ветках торчащего из песка кустика сидят ящерицы агамы. Живет здесь и ящерица- круглоголовка, которая умеет очень быстро зарываться в песок. Варан- тоже ящерица, только большая. С вараном шутки плохи. Не зря его прозвали пустынным крокодилом. Поймает круглоголовку- съест, поймает черепашку- ее проглотит.
А вот тушканчика варану не догнать- очень уж быстро скачет, совсем как крошечные кенгуру. Удивительный зверек этот тушканчик- нет воды- ему и не надо. Ему хватает той влаги, которая в стебельках растений.
Верблюд все припасы носит с собой. В горбах верблюда- около 100 кг жира, который служит ему в пути едой и питьем.
Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба так худеют, что даже свисают набок, как пустые мешки. Многие сотни лет верблюд верно служит жителям пустыни. На нем ездят и верхом, и тюки с разным грузом перевозят и пасут.
Люди в пустыне живут группами и ночуют с места на место. Они разводят овец, коз и верблюдов. В основном люди живут в маленьких плодородных местах, называемых оазисами. Оазисы образуются вокруг родников или колодцев, где можно жить постоянно. Главное растения оазисов- это финиковая пальма. Стволы используют в строительстве, широкими листьями кроют крыши, используют в качестве горючего.
Финики- очень питательные фрукты.
В пустынях дома строят с плоскими крышами и маленькими окнами, чтобы солнце не так нагревало.
Итак, сегодня мы с вами познакомились с миром и жизнью в пустыне. Скажите, в каком поясе расположены пустыни? ( в тропическом). Какая и где самая большая пустыня? ( В Африке, Сахара). На каких еще материках есть пустыни?
Тема: «Зоны саванн»
Цель: продолжить знакомить детей с природными зонами- зоной саванн, климатом, животными и растениями, расположением на карте, на каких континентах. С занятиями и образом жизни людей.
Ход.
Ребята, сегодня я расскажу вам об областях, которые также расположены в тропическом поясе, несколько севернее и южнее экватора. Посмотрите на карте, где они расположены. (Показ).
Климат здесь обычно сухой. Однако в определенные месяцы там становится очень жарко и идут проливные дожди. Такие места, расположение по всему миру, называются зонами саванн. Это название происходит от африканской саванны. Степи, саванны, прерии, или пампасы- это обширные, поросшие травой равнины. Встречаются там кусты и деревья. Прериями называются такие равнины в Северной Америке, а пампасами- в Южной.
Условия жизни в саванне очень суровые. Почва содержит мало питательных веществ и в сухое время она пересыхает, а во время дождей- заболачивается. Растения, что приспособились к условиям саванн, очень жесткие. Там растут тысячи трав. У баобаба толстый ствол, способный словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землей. Другое дерево, акация имеет широкую, плоскую крону, которая создает тень для растущих ниже листьев.
Животные саванны также были вынуждены приспособиться к выживанию в условиях засухи. Крупные травоядные, также, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния, и, если в каком- то месте становится слишком сухо, они отправлялись туда, где идет дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотились на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на время сухого сезона.
Степи имеются и на территории России. В степи не так сухо и жарко. Летом иногда случаются дожди. Зимой идет снег. Весной здесь все пестрит тюльпанами, ирисами, пионами. Порхают бабочки, скачут кузнечики, бегают ящерицы. Вылезают из норок проснувшиеся сурки, суслики и хомяки. Зорко смотрят они по сторонам. Не крадется ли степная лисица? Не парит ли в небе беркут? Не подползет ли змея?
Люди издревле занимались здесь скотоводством. Огромные стада коров пасутся в прериях Северной Америки, отары овец в Южной Америке, в российских степях пасут коней и овец, в африканской саванне люди держат крупный рогатый скот, овец и коз. Все они являются кочевниками, объедал скот в одном месте- его перегоняют на другое место и перевозят свои жилища из прутьев и кожи- легкие и разборные юрты. Сейчас почти все степи мира распаханы.
В них сеют пшеницу и ячмень, и кукурузу и подсолнечник. На степных полях зреют арбузы и дыни.
Итак, что же представляют собой степи, прерии, саванны? (Широкие равнины, покрытые травами).
В каких областях они расположены? ( в тропическом поясе) На каких материках можно их найти? Они расположены по всему миру, на всех материках, кроме Антарктиды. (Еще раз определяют зоны саванны на карте.)
Май
Тема: «Умеренные зоны»
Цель:
Ход работы.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с поясами, лежащими между холодными полярными зонами и жаркими тропическими. Они называются умеренными поясами. Давайте посмотрим на карте, где они проходят.
В основном в умеренной зоне расположены Северная Америка и Евразия.
Климат в этой зоне умеренный-не слишком жаркий и не слишком холодный. В районах, расположенных ближе к тропическому поясу, климат умеренный теплый, а ближе к полюсам- прохладный. Чем дальше от экватора, тем короче и дождливее становится лето. А зима делается все более длинной и снежной. В умеренных зонах ярко выражены четыре времени года. ( Воспитатель просит детей назвать их). Погода не слишком жаркая и не слишком холодная и регулярно идут дожди. Воды здесь хватает для больших деревьев, для болот, озер, полноводных рек. Наша страна Россия, в которой мы с вами живем расположена в умеренном поясе. Растительность умеренной зоны очень разнообразна, в зависимости от приближения к северу или югу. В самых холодных местах преобладают хвойные леса. Листья у хвойных деревьев имеют вид иголок. (Назовите их). Хвойных лесов много в Канаде и Сибири. Большинство деревьев, растущих в умеренных зонах, зимой теряет листья. Их называют лиственные деревья. (Приведите примеры лиственных деревьев нашей полосы).
В теплых умеренных зонах растительность больше. Вечнозеленый дуб, кипарис и кедр- деревья, растущие в этих местах. Животные, обитающие в лесах умеренного пояса вам знакомы. Давайте на них посмотрим и назовем (Показ иллюстраций животных, обитающих в средней полосе России).
В умеренных зонах климат очень подходит для занятий сельским хозяйством. Огромные поля засеяны разными зерновыми культурами (пшеницей, рожью, ячменем и др.). К сожалению, люди, осваивая большие площади для распахивания под посевы, для строительства городов и заводов, уничтожают леса и луга и вытесняют многих диких животных. Когда- то на лугах паслись стада бизонов, а в лесах хозяйничали олени и волки. Сейчас таких мест остаются все меньше. Вырубить ли можно быстро. А чтобы его вырастить снова, уходит много лет. Нужно беречь леса. Нужно на место срубленных деревьев сажать новые деревья?
Тема: «Что вы знаете о своей стране»
Задачи: познакомить с богатством и уникальностью природы России; учить видеть географические объекты, правильно их показывать.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим и попутешествуем по нашей с вами Родине- России. Что вы знаете о России? Внимательно рассмотрите карту России- на каком материке расположена Россия? Российская Федерация, Россия- самое большое государство мира и расположено оно на самом большом материке Земли- Евразии, в Северном полушарии.
Россия омывается водами трех океанов.
- Найдем их на карте и назовем (Атлантический океан, Северный Ледовитый и Тихий.
Двенадцать морей омывают Россию. (Воспитатель показывает на карте и называет некоторые из них).
Страна наша так велика, что, когда на одном краю наступает ночь, на другом- уже начинается утро. Чтобы проехать на поезде с востока нашей страны на запад, понадобиться двенадцать дней.
Много рек и озер есть в нашей стране. Давайте назовем самые большие реки и найдем их на карте (Волга, Енисей, Ангара, Дон, Лена).
Природа и климат России очень разнообразна. Как вы думаете, почему?
Давайте отправимся в «путешествие» по нашей стране на вертолете.
- Пролетаем над Севером нашей страны, видим тундру. Какова природа тундры. Что мы можем здесь увидеть? (Воспитатель размещает на доске карточки растений и животных. Про главного обитателя этих мест послушайте загадку.
Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь
Нес на лбу он неспроста два развесистых куста.
Правильно, это Северный олень. Назовите еще животных Севера, которых вы видите на картине.
Из растений- здесь мхи, лишайники да кривые низкие березки. К концу лета здесь поспевает морошка, голубика, клюква.
Летим дальше. Наш вертолет пролетает над тайгой. Как будто зеленое море колышется под вами. Назовем животных, которые там живут и растения. (прикрепляем к карте карточки).
- НА картинке вы видите уссурийского тигра, их осталось на Земле очень мало, и сейчас люди стараются спасти и сохранить их.
- Наш вертолет летит вдоль Волги.
Степь от маков красная,
Золотая целина…
Волга- матушка родная!
Россия- родина моя.
- Посмотрите на карту, какие животные есть в степной зоне? (Орел, тушканчик, суслик, сайгак, змеи, степная лиса и др.)
А какие растения? (разные травы).
- Отправляемся дальше, к Черному морю. Кто летом отдыхал на Черном море. Каких животных там видели, какая там природа.
- Вот как разнообразна природа нашей Родины, так как наша страна очень велика. Какие климатические зоны мы увидели? (тундра, умеренные зоны, зоны степей. А сейчас, ребята, я вам расскажу о замечательных местах нашей Родины.
Урал- горная страна. Урал называют каменным поясом Русской земли и является рубежом между Европой и Азией. Горы состоят из нескольких цепей, хребты разделены понижениями, из которых текут реки.
Урал называют подземной кладовой России. Издавна славится Урал камнями- самоцветами. Это изумруды, сапфиры, топазы, горный хрусталь.
Но особенно ценится малахит- узорчатый, зеленовато- синий камень.
Урал- это замечательный край, здесь разнообразная природа.
Есть в нашей стране замечательное озеро- Байкал. Байкал- это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты. Нет на Земле другого столь глубокого озера. Это огромное хранилище пресной воды. В нем самая прозрачная вода, богатая кислородом. Много разных редких видов рыб водится в озере, а также байкальский тюлень- нерка. Много в нашей стране заповедников, в которых охраняются редкие растения и животные, занесенные в Красную книгу. Самый первый заповедник- Астраханский, расположен на Волге. Там растут редкие растения- лотос, водяной орех.
Есть красивое место в нашей стране- Карелия. Летом здесь почти не заходит солнце. Здесь много озер, рек и водопадов. Карелию называют страной озер и гранита. Этим гранитом отделаны разные здания в городах страны.
Вот в какой замечательной стране мы с вами живем. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь».
Тема: «Планета Земля в опасности»
Задачи: дать детям представление о том, что планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут- речка, там- зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где- то снег лежит горой,
А где- то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Ребята, наша планета Земля в опасности.
На планете год от года
Человек вредит природе,
И не понял он, чудак,
Что природа- не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Загрязнение окружающего мира наносит вред здоровью всех живых существ. От заводов, электростанций, транспорта, которые выбрасывают вредные вещества, природа терпит настоящее бедствие.
Главным источником загрязнения являются отходы. Огромные площади заняты безобразными мусорными свалками. Некоторые люди даже сбрасывают мусор в реки или прямо на улице.
Бывают ядовитые отходы, которые иногда зарывают в землю, что не всегда безопасно, поскольку яды смешиваются с подземными водами. Случается, что сточные воды и промышленные отходы попадают в реки и моря и становятся причиной заболеваний как животных, так и людей. Многие животные, например, запутываются в пластиковых кольцах от банок и гибнут. От промышленных отходов гибнет рыба, а затем и животные, которые питаются рыбой. Нефть, пролившаяся из танкеров в воду прилипает к оперению птиц. Перья же, покрытые нефтью, уже не могут согревать птиц и они погибают от холода.
Автомобильные выхлопные газы, дым из труб предприятий загрязняют воздух всевозможными веществами, которые вредны для здоровья. Кислые газы, которые выбрасываются в воздух фабричными трубами соединяются с влагой в воздухе и такие облака разносятся ветром на большие расстояния. Выпадает кислотный дождь. От него страдают и животные и растения.
Природная среда уже так серьезно заражена, что полностью ликвидировать загрязнения очень трудно. Чтобы сохранить окружающую нас природу в чистоте, правительства принимают законы, препятствующие дальнейшему загрязнению.
Вы можете сказать, что такие проблемы должны решать взрослые, а вы еще маленькие. Но вы тоже можете сделать что- то для своего дома, двора.
-Что можете сделать вы?
(Не сорить, не ломать ветки, не топтать цветы, с помощью родителей озеленить двор, вешать кормушки для птиц).
- Ребята, а вы часто ездите с родителями на природу, в лес, на речку.
У А. Барто есть строчки:
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти….
Не правда ли, знакомая картина?
Выезжая на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
- Какие правила поведения на природе вы можете назвать?
- Костер лучше не разжигать, если разожгли, то потом его хорошенько потушить.
- Все отходы собрать в пакет и увезти с собой, выбросить в мусорный контейнер.
- В лесу нельзя ломать ветки, рвать цветы, ловить насекомых и животных, не разрушать муравейники, гнезда птиц.
Борьбу за чистоту природы каждый взрослый и ребенок должен начать с себя.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Землю. Берегите.
М. Дудин.